Прачечная? Министерство культуры!

Русская культура традиционно оппозиционна власти, да и самому понятию «Россия»

Старинный анекдот про прачечную и министерство культуры имеет шанс воплотиться в жизнь в России. Романист, бывший нацбол и фейк-майор потешного полка армии ДНР Захар Прилепин собрался занять пост министра культуры. Вернее, сам Прилепин скромничает и лишь продолжает доносить на деятелей российской культуры, занимающих, по его мнению, антирусскую позицию, а вот его окружение настойчиво продвигает мысль о том, что именно он должен занять пост министра культуры РФ.

Ради этого «прилепинцы» даже пытаются собирать подписи на платформе change.org, но дальше деклараций о «народном министре культуры», как назвал Прилепина писатель Герман Садулаев, дело не идет.

И проблема тут не только в том, что нынешнюю главу минкульта Ольгу Любимову снимать и заменять никто не планирует, но и в самих идеях Прилепина и его круга. По версии пламенного Захара, современная русская культура недостаточно патриотична, а в некоторых проявлениях и вообще является антироссийской. Не снимают русские фильмов про Донбасс, не ставят спектаклей о силе русского оружия, не хотят издавать и промоутировать так называемых «поэтов русской весны». Нет у патриотов ни киностудий, ни театров, ни крупных торгово-издательских сетей. Не дают им выступать в концертах на федеральных телеканалах, даже youtube не продвигает, а «пессимизирует» их клипы.

Это и правда так, поскольку качество культурного продукта, предлагаемого Прилепиным и его кругом, недотягивает даже до общего уровня переживающей не лучшие в эстетическом плане времена российской культуры. Грубо говоря, пугачевы-галкины-серебренниковы-богомоловы  и прочий сomedy club– это хотя бы весело и зрелищно.

Попытки «прилепинцев» проявить себя  в официальном искусстве закончились, едва успев начаться. Спектакль «Чудесный грузин» о юности И.В. Сталина, поставленный во МХАТе им. Горького, вызвал скандал. Однако причины скандала лежали не столько в идеологической, сколько в профессиональной плоскости. Критики называли постановку унылой халтурой, куда для привлечения публики была приглашена на роль певички участница передачи «Дом-2», знаменитая инстасамка Ольга Бузова. Но даже ее участие не спасло театральный коллектив Прилепина – довольно скоро его вместе с худруком МХАТ им. Горького, также известным русским националистом Эдуардом Бояковым с треском выгнали из театра.

Однако неудачи Прилепина и его единомышленников на культурном фронте объясняются не только их дурным вкусом, непрофессионализмом и творческой бездарностью. Проблема гораздо глубже – русская культура традиционно оппозиционна власти, да и самому понятию «Россия». Почему это так – вопрос, лежащий за пределами этого текста. Возможно, это идет от скоморошества, возможно, наследует протопопу Аввакуму, в чем-то на это повлияли внедряемые в советское время почтение и восхищение любыми в широком смысле «песнями протеста». Если у русских деятелей культуры и получается сделать что-то патриотическое, то только в рамках побочного эффекта – см. например, «Андрея Рублева» искреннего антисоветчика Андрея Тарковского или «Брата» Алексея Балабанова, чьи интересы в искусстве касались вовсе не политики, а отношений «власти-подчинения» в БДСМ-изводе.

Предпринимаемые квазипатриотами попытки надергать из Пушкина, Толстого и других русских классиков «имперских» цитат и осенить их авторитетом собственные убогие мыслишки выглядят комично, поскольку классики на то и классики, что цитаты у них можно найти на все случаи жизни.

Есть в патриотической культуре, по версии Прилепина, и другая, скажем так, предустановленная проблема – россияне, по большей части, люди не воинственные. Поэтому книжки, фильмы и спектакли, прославляющие войну с братским народом и ближайшим, по крайней мере, географически соседом ничего кроме отвращения у них вызвать не могут, гнусной пропаганды им хватает и в теленовостях.

К тому же, на примере Украины мы знаем, что министерство культуры должен возглавлять в первую очередь, равноудаленный от группировок деятелей искусств менеджер, а не великий актер, как Богдан Ступка, певичка, как Оксана Билозир, или националист, как Евгений Нищук.  От знаковых фигур в руководстве культурой, культуре только хуже.

ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon