Украинская изобретательность открывает новую форму ведения войны на море /Economist/

Это может стать плохой новостью не только для России, но и для всех остальных участников военного и коммерческого судоходства

Всякая большая война вызывает резкий скачок в развитии вооружений. На ней апробируются одни концепции и отбрасываются другие. В статье журнала The Economist рассматриваются контуры будущего, в котором море становится средой войны на новом технологическом уровне.

21 сентября на окраине Севастополя на берег выбросило странный предмет. Его длина составляла около пяти с половиной метров, и все сходились во мнении, что это USV  (uncrewed surface vessel — надводное судно без экипажа). Устройство, как будто собранное гениальными специалистами и  приплывшее из фильмов про Джеймса Бонда, возможно, выполняло разведывательные задачи.

29 октября проявилась реальность. Флот этих тварей, сопровождаемый таким же роботизированным воздушным прикрытием, атаковал военно-морскую базу Черноморского флота России в Севастополе. По словам украинцев, которые они подкрепили видеозаписями камер одного из беспилотников, аппараты нанесли прямые удары по флагману флота «Адмирал Макаров» и двум другим кораблям, повредив все три. Вслед за этим 18 ноября на нефтяном терминале в Новороссийске произошёл сильный взрыв, который, по сообщениям, также был вызван беспилотником того же типа.

«Для многих это знаменует начало новой эры в морской войне», — пишет Х.И. Саттон, автор, блогер и военно-морской аналитик, изучивший кадры с украинского беспилотного катера. Это может стать плохой новостью не только для России, но и для всех остальных участников военного и коммерческого судоходства». Украина, в свою очередь, 11 ноября объявила, что планирует построить ещё 100 таких судов, которые, как она надеется, будут оплачены с помощью краудфандинга.

Враг в поле зрения

До нападения Украины на Черноморский флот прикрепление бомб к дистанционно управляемым катерам было уделом нерегулярных сил. В 2017 году Иран провел испытания концепции против танкера из Саудовской Аравии. Но дело пошло в гору, когда йеменское движение хуситов, борющихся против поддерживаемого Саудовской Аравией правительства страны, при очевидной поддержке Ирана начало использовать начиненные взрывчаткой скоростные катера без экипажа. В том же 2017 году одна из таких лодок врезалась в саудовский фрегат «Аль-Мадина» в Персидском заливе. В результате взрыва погибли два моряка. С тех пор, согласно данным, собранным Харвардом Хаугстведтом из Центра исследований экстремизма Университета Осло, группировка совершила еще более 20 нападений на коммерческие суда и береговые объекты.

Партизанские беспилотники также начинают действовать и под водой. В 2021 году военно-морские силы Израиля сообщили, что в Средиземном море они уничтожили подводный беспилотник с бомбой. Как сообщается, это произошло через несколько минут после его запуска членами ХАМАС. По словам Израиля, ХАМАС оттачивал технологию в течение многих лет. Каждое такое судно, якобы, может нести около 30 кг взрывчатки.

Усилия правительств по вооружению судов без экипажа, как правило, идут по другому пути. Вместо того чтобы оснащать суда бомбами и таранить ими цели, военно-морские силы мира, похоже, больше заинтересованы в установке на них пушек и ракет, чтобы использовать в качестве обычного военного корабля – только без моряков на борту. Например, еще в 2012 году ВМС США экспериментировали с надувными лодками с жестким корпусом, оснащая их ракетами и дистанционно управляемым пулеметом. В ближайшие годы они планируют потратить миллиарды долларов на разработку широкой гаммы судов, некоторые из которых могут быть длиной с супер-яхту и будут способны нести ракеты большой дальности.

Старается не отставать и Китай, осуществляющий многочисленные программы, которые являются зеркальным отражением усилий Америки. Один из них — хорошо вооруженное судно под названием «Джари» — регулярно появляется на оружейных выставках по всему миру с макетами пушек и торпед. Это говорит о том, что Китай заинтересован не только в экспорте технологии, но и в ее использовании.

Тем временем в Израиле государственная оружейная компания Rafael потратила годы на совершенствование скоростного катера под названием Protector. В 2017 году она оснастила его противотанковыми ракетами Spike, а затем продемонстрировала его боевую стрельбу на учениях под эгидой НАТО. Государственный конгломерат Edge из ОАЭ сотрудничает с другой израильской компанией IAI в создании аналогичного судна.

Страны из других регионов ведут аналогичные разработки. Великобритания с 2019 года развивает проект NavyX, который она с освежающей честностью называет «ускорителем автономности и смертоносности». Греция, Португалия, Сингапур, Южная Корея и Турция также развертывают вооруженные суда типа USV.

Неизведанность будущего

Всем этим проектам — по крайней мере, тем, о которых известно, — свойственна известная нехватка воображения. В области морской войны они представляют собой то же, чем беспилотники вроде Predator и Reaper производства General Atomics являются для воздушных боев. Это переработанные версии вооружения, которые реализуют уже существовавшую концепцию ведения боевых действий. Украина же, судя по всему, продемонстрировала морской эквивалент квадрокоптера, который революционизировал сухопутную войну. И это может сделать морскую войну асимметричной в степени, к которой правительства не готовы.

Ни одна из технологий, лежащих в основе украинского катера, не будет недосягаема для небольшой военной державы или достаточно компетентной негосударственной группы. Согласно анализу доступных изображений, проведенному г-ном Саттоном, его двигатель похож на двигатель от гидроцикла Sea-Doo. Его камера, установленная на носу, похожа на устройство, которое велосипедисты могут прикрепить к шлему. А его спутниковый приемник имеет сильное сходство с терминалами Starlink, поставляемыми компанией SpaceX.

В своих материалах по сбору средств Украина утверждает, что каждый катер стоит всего 250 000 долларов. Для сравнения, одна противокорабельная ракета может стоить миллионы. Украина использует эти деньги намного эффектнее. Грузовой отсек катера может доставить 200 кг взрывчатого вещества к ватерлинии корабля, где, в отличие от более высокой ракетной пробоины, это заставит подбитое судно набрать воду и, возможно, затонуть.

Таким образом, непотопляемые надводные суда, похоже, готовы повторить маршрут воздушных коммерческих дронов, которые застали правительства врасплох. За одну ночь из диковинки в магазине для хобби они превратились в смертельную угрозу безопасности. Как говорит Скотт Крино, глава компании Red Six Solutions, которая консультирует правительства по вопросам защиты от вторжения беспилотников, уже много лет он обращается к чиновникам с предостережениями о рисках злонамеренного использования морских аппаратов. «Типичным ответом, — говорит он, — является кивок головой».

Волноваться должны не только Военно-морские силы. Особому риску подвергается коммерческое судоходство, что показывают нападения хуситов. Меры безопасности на торговых судах обычно основываются на отпугивании экипажей атакующих судов с помощью нелетальных мер вроде акустических устройств дальнего действия, прожекторов, водометов, а также колючей проволоки. На некоторых судах есть вооруженная охрана, но, по словам г-на Крино, их малокалиберное оружие вряд ли остановит усиленный беспилотный катер, несущийся по волнам.

Прибрежная инфраструктура тоже под угрозой. Шесть из зарегистрированных хуситских нападений были совершены на гражданские порты и нефтяные терминалы. Одно из них нанесло «значительный ущерб» (по сообщению Госдепа) сингапурскому танкеру. Если подтвердится, что что атака Украины на Новороссийск есть результат применения беспилотника, это станет убедительным доказательством того, что любое прибрежное сооружение, независимо от степени его защищенности, может стать целью.

Отсутствие экипажа дает и другие преимущества. Не нуждающиеся в каютах, они могут специально проектироваться с учётом скрытности. Украинский катер выступает из воды всего на несколько сантиметров, что делает его практически невидимым для радаров и камер. Однако, в отличие от подводного беспилотника, он может поддерживать радиосвязь с диспетчерами (радиоволны не могут проникать сквозь воду). Это не означает, что данный аппарат не может погрузиться под воду на последней стадии атаки, как это делали немецкие подводные лодки. Возможно, подлодки ХАМАС, которые управляются на поверхности с помощью GPS, уже действуют по этому принципу.

Отсутствие экипажа также означает, что суда можно использовать более нагло. Группа, планирующая морскую атаку в стиле камикадзе, вынуждена полагаться на человека, «у которого в последнюю секунду могут сдать нервы», как выразился старший инженер корпорации RAND Скотт Савитц. На кадрах, снятых во время атаки на Севастополь, украинский USV беззаботно прорывается сквозь град выстрелов.

Как же остановить USV? Непосредственным ответом стало изменение существующего оружия. Пару лет назад французская оружейная компания Thales модернизировала свою сверхзвуковую ракету Martlet для поражения небольших быстроходных надводных кораблей. Её будут устанавливать на британских фрегатах с 2024 года. Американские ВМС также недавно завершили работу над так называемым «комплексом надводного боевого воздействия», состоящим из двух 30-мм орудий, двух надувных лодок с жестким корпусом и вертолета. По словам разработчиков, комплекс специально предназначен для борьбы с небольшими быстроходными судами, как с экипажем, так и без.

Не ограничиваясь подобными «примочками», Америка и Британия также разработали лазеры, которые, по их словам, должны справиться с этой задачей. На данный момент неясно, готова ли данная технология. Американское испытание, проведенное на борту корабля «Портленд» в Аденском заливе, было направлено против неподвижной цели. Известные британские испытания проводились на суше.

Популярный метод сбивания беспилотных летательных аппаратов заключается в глушении их радиосвязи с помощью высокоинтенсивной электромагнитной помехи или в перехвате управления самим аппаратом с помощью так называемого «спуфинга». Это может сработать и для морских беспилотников — хотя контрмеры в виде зашифрованных каналов связи и повышения автономности становятся все более эффективными, напоминает г-н Крино.

Имя мне Легион

Еще одно предложение, хотя пока и воображаемое, состоит в том, чтобы бороться с беспилотниками с помощью других беспилотников. Свита воздушных и морских дронов могла бы служить в качестве «разведчиков и телохранителей», как выразился г-н Савиц, чтобы сканировать горизонт на предмет приближающихся целей и атаковать их в случае необходимости. В июне министерство обороны Великобритании заключило срочный контракт с оружейной компанией bae Systems на поставку разведывательного беспилотника, который должен размещаться на фрегатах «для борьбы с беспилотными надводными кораблями». (Представитель компании отметил, что военно-морской флот работает над устранением «новых угроз в различных условиях», но отказался предоставить конкретные подробности о каких-либо усилиях по борьбе с беспилотными судами).

Как это часто бывает, когда новая угроза выходит из технологической тени, вооруженные силы также будут искать ответы в необычных местах. Индикаторные сети времен первой мировой войны для захвата подводных и полуподводных судов могут вернуться на вооружение. Г-н Савитц указывает на американскую программу, вдохновленную защитными слизевыми секрециями миксин (морское животное). Идея состоит в том, чтобы запутывать винты приближающихся USV.

Однако никакая огневая мощь и специальные средства, скорее всего, сами по себе не станут удовлетворительным ответом. «К тому времени, когда вы попадаете в зону действия точечной системы обороны», — говорит Крейг Аллен, командир американской береговой охраны, — «уже довольно поздно пытаться что-то остановить». Таким образом, раннее обнаружение будет иметь решающее значение — хотя это может быть сложно в перегруженных районах, таких как порты или оживленные судоходные пути, говорит Крино.

Кроме того, эти меры предполагают, что беспилотные катера будут скрытно приплывать по-одиночке. Более вероятно, что они будут прибывать батальонами. «По правде говоря, довольно трудно остановить одну враждебную входящую цель», — говорит г-н Аллен, — «и каждая дополнительная цель значительно усложняет проблему».

Дело ещё более осложняется, если лодки флотилии смогут взаимодействовать без связи с людьми. Это не такая уж далекая перспектива. Такие «роевые» возможности уже давно разрабатываются на Западе и начинают распространяться. Турецкая оружейная компания Aselsan недавно представила «Альбатрос-с», который, как заявляется, может действовать группами, обмениваясь информацией о целях и задачах. Тем временем инженеры китайского колледжа оружейной техники в Ухане разрабатывают «алгоритмы охоты», которые позволят стаям USV преследовать множество целей, подобно тому, как стая косаток преследует стаю тюленей. Удачи остановить их сетью.

ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon