В числе немногих развлечений, оставшихся у российской интеллигенции, ежеосеннее ожидание, а затем чтение и обсуждение нового романа Виктора Пелевина. Так уж сложилось, что уже второй десяток лет подряд именно осенью выходит новое произведение мастера. За несколько недель до выхода книги соцсети и профильные блоги разрываются от радости: будет! И в этом году будет!
В прошлом году мэтр несколько припозднился – роман KGBT+ вышел только в ноябре, и это породило огромное количество версий того, что же помешало книге ПВО выйти в срок. От отказа в какой-либо форме сотрудничать с современной СВО российской культурой до творческого кризиса, вызванного конфликтом с Украиной. Тем не менее ни одна из возможных версий не подтвердилась, и KGBT+, пусть и вышедший с опозданием, был с восторгом принят критиками.
С неменьшим воодушевлением отзываются критики и о новом, уже двадцатом, романе Пелевина «Возвращение в Элевсин», который является заключительной частью трилогии, первыми частями которой являются Transhumanism Inc. и KGBT+.
Пересказывать Пелевина – дело неблагодарное. Подобные тексты создаются для того, чтобы читатель мог радоваться полету фантазии автора без посредника в лице критика или другого читателя. Главное достоинство и такого типа текстов в целом, и Виктора Пелевина в частности – именно в неожиданных поворотах сюжета и его деконструкциях, виртуозно выполненных самим автором.
Стоит лишь отметить, что, как и во всех своих последних романах, в «Возвращении в Элевсин» Пелевин все дальше отходит от актуальной социальной и политической повестки и все больше сосредотачивается на, скажем так, очеловечивании новых технологий – лингвистический алгоритм Порфирий превращается в римского императора Порфирия, а существуют герои романа в пространстве нейростимуляции Roma 3. Что это такое, как работает и как влияет на умы и чувства и героев романа, и человечества Пелевин объясняет со своей всегдашней страстью к растолковыванию элементарных вещей и уже немного антикварным изяществом.
Тексты Виктора Пелевина уже давно не подлежат сколь бы то ни было адекватной или объективной оценке. Будучи самым популярным российским писателем, он давно уже работает в рамках интересов и предпочтений армии своих фанатов, которые купят, прочтут и прокомментируют любую его книгу вне зависимости от того, что там будет написано. Другим читателям приходится сложнее: все-таки построение новых высокотехнологичных, пусть и фантазийных, миров от человека, чье понимание новых технологий, в том числе и социальных, осталось в 1990-х, выглядит подобно объяснениям любимого доброго дядюшки, которому в связи с выходом на пенсию коллеги преподнесли суперновый смартфон.