Традиционный гоп-стоп как возрождаемая ценность

Ни одна российская премьера не вызывала в последние годы такой восторг критиков и блогеров, как «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Если Кремль решил в ХХІ веке объявить войну ЛГБТ, одними полицейскими мерами ему ограничиться не удастся. Дело тут не только в том, что границы между частной жизнью с сексуальными предпочтениями гражданина и его принадлежностью к запрещенному в РФ движению просматривается лишь в микроскоп, и на проверку оказывается трещиной линзы, но прежде всего потому, что вопрос этот идеологический и этический. А раз конфликт лежит в сфере идеологии и этики, то кулаками махать бесполезно. Тут нужно менять содержимое человеческих голов.

Вот, думаете, менту, каким бы сельским ни было его происхождение, — думаете ему-то самому в кайф врываться в клуб на ЛГБТ вечеринку? Думаете обыватель прослезился, узнав, что его дети и внуки защищены от вредоносного западного учения? Нет. Скорее ему бы хотелось уберечь свое чадо от участия в СВО. И это естественно, хотя, безусловно, с точки зрения кремлевских и прискорбно. А уж младшее поколение, выращенное в сети, и подавно. В России столько лет подавлялись молодежное хулиганство и любые проявления агрессии, что желанию отдать жизнь за Россию попросту не остается места. Зачем, если можно хоть десятки раз на дню ее отдавать за государство форумное и виртуальное? А уж кидаться на ЛГБТ, если мир, где живет подросток, населен людьми с птичьим клювом и головой кота?

А раз так, то время возвращать ценности, которые давно забыты. В частности гоп-культуру, вытесненную на задворки еще в конце 90х. Апеллируя к ностальгии конечно. И вот — вуаля! Трудно припомнить, чтобы хоть одна российская премьера вызывала в последние годы такой восторг критиков и блогеров, как «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова.

8-серийный проект, пять серий которого уже вышли на интернет-платформах Wink и Start, а также были немедленно позаимствованы пиратами со всех возможных площадок, активно смотрят и на всем постсоветском пространстве, включая якобы закрытые от российского культурного влияния Украину с Прибалтикой и Молдовой. Несмотря на сложности с доступом к российскому контенту, бьет рекорды он и у нас в Украине.

Сериал, фактурной, но не сюжетной основой которого стала документальная книга Роберта Гараева «Слово пацана» о молодежных бандах, поделивших между собой Казань в 1980-е, успел стать скандальным еще на этапе съемок: собственно в Казани сериал снимать запретили, так что героям приходится воевать друг с другом на улицах Дзержинского и Ленинского районов Ярославля. Невозможность увидеть именно Казань 35-летней давности и ее атмосферу поначалу расстраивает, но затем делает фильм более универсальным – ведь молодежные войны, в которых жители одних «пятаков» противостояли жителям других, происходили в практически в любом более или менее крупном городе СССР. Ну а казанские группировки просто оказались самыми прославленными перестроечными журналистами, в частности, погибшим при загадочных обстоятельствах уже в «нулевые» Юрием Щекочихиным. Так или иначе, но у многих зрителей 45+ «Кровь на асфальте» вызывает, по их собственным многочисленным признаниям в сети, ностальгию и/или незабытый с тех легендарных времен ужас.

После вышедшей пятой серии можно назвать «Слово пацана» произведением достаточно неровным: в нем есть и невероятные удачи и провалы: некоторые эпизоды поражают своей скукой и бессмысленностью, в другие же – от экрана невозможно оторвать глаз. И речь идет не о сценах массового и индивидуального насилия (драматургически эффектных, но изрядно превосходящих возможности человеческих организмов к получению п…лей и способности как-то действовать после них), из-за которых омбудсмен Татарстана уже обратилась в Роскомнадзор с требованием запретить или ограничить показ сериала – поводом для этого послужили современные казанские подростки, которые решили поиграть в «Слово пацана» и улица на улицу «устроили побоище» – как выяснилось позже, просто закидали друг друга снежками.

Еще одной скандальной страницей в истории фильма стало изъятие из титров упоминания об электронном дуэте «АИГЕЛ» – авторов главной музыкальной темы картины «Пыяла», уехавших из России после начала войны с Украиной.

Впрочем, саундтрек «Слова пацана» заслуживает внимания не только из-за скандала: авторы включают хиты 1980-х, демонстрируя их истинную народную иерархию: «Ласковый май», Тальков, женские ВИА на границе тяжелого рока и комсомольской песни. Драки под позднесоветскую эстраду и современный «АИГЕЛ» слегка раздражают однообразием приема, но мысль авторов понятна: вырезанные ролики сами по себе готовые клипы, которые наберут  на Youtube миллионы просмотров.

Многие критики успели похвалить «Слово пацана» за кропотливое и грамотное воссоздание вещного мира эпохи. Но авторы эти явно запомнили быт советского человека из других кинофильмов. Так-то трудно представить себе 14-15-летних школьников в пионерских галстуках, да и цвет у галстуков был совсем другим — такие галстуки носили в ГДР и Вьетнаме (вероятно из Вьетнама -там их носят до сих пор — галстуки и привезли). Уж не говоря о белых передниках у девочек, да и остальных одежках героев. Но это как бы мелочи.

А несомненной удачей авторов являются советские характеры: хабалистые учителя и милиционеры, крепкие своим идиотизмом родители, готовые сдать родную кровиночку органам, в суворовские училища, да вообще куда угодно, недоверчивые к самым невинным вещам, но легко ведущиеся на примитивную ложь и способные проиграть в наперсток всю зарплату и меховую шапку в придачу (отличная Юлия Александрова в роли матери главного героя).

Вообще и авторам сценария, и актерам удается очень убедительно показать такой парадокс: чем интеллигентнее и вроде как добрее герой изначально, тем страшнее и жестче то, что он без всякой рефлексии совершает, оказавшись в относительной безнаказанности.

Как развернутся актерские работы и отношения персонажей между собой, увидим дальше. После пятой серии кажется, что самое страшное уже произошло, и теперь героям предстоит выбираться из них. Но, как знать, Жора Крыжовников – режиссер непредсказуемый и, возможно, дальше будет еще страшнее.

А еще, глядя на представленные в сериале реалии, очень не хочется в Советский Союз. Ибо получается как бы шило на мыло. Но это ведь и было одной из идеологических задач — СССР, он ведь тоже плохой был. Бомбу под государственность заложил, лентяев кормил, мешал тем самым достойным людям жить достойно собственных достоинств. То ли дело при Путине!

В общем, только и было в том СССР хорошего — так это не Университеты, НИИ и конструкторские бюро, но гомофобия. Вот их и пытаются актуализировать, возвращая в оборот например слово «чушпан». И знаете, это у них даже получится. Молодежную агрессию они уже начинают будить — вопрос «с какого района чушпан» уже стал подводкой для недавнего убийства подростка в Иркутске. Пробуждают они такую пассионарных энергию, которая очень скоро заставит их плакать. И обрушится она на их же головы. Но это будет потом, хотя и очень скоро.

ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon