Будущее мировой безопасности: «третий мир» бросает вызов старым структурам

Генеральный Секретарь ООН Антонио Гутерриш сделал очередное заявление о неэффективности архитектуры международной безопасности и в который раз призвал к реформированию Совета Безопасности ООН. На этот раз причиной для резких высказываний стала неспособность Совбеза принять резолюцию по проблеме войны в Газе, которая, как утверждает господин Гутерриш, превосходит по количеству жертв среди мирного населения все конфликты, имевшие место в его каденцию. В частности, в Газе, за всего за четыре месяца конфликта пострадало вдвое больше гражданского населения, чем за два года войны в Украине. Впрочем, не все члены Совета Безопасности ООН смотрят на ситуацию под тем же углом. Например, США призвали не сравнивать статистику в Украине и Газе, поскольку Израиль не ставит задачей убийство мирных жителей, а Россия якобы ставит. Интересная логика — не ставят задачи, но убивают больше. Вероятно, все дело в неспособности россиян даже уничтожать мирных жителей качественно и профессионально. 

Двойные стандарты, навязываемые США по вопросу Украины и Газы настолько вопиющи, что не могут не беспокоить руководство ООН. Как не может не беспокоить и неспособность членов Совбеза находить компромиссы по фактически любому из актуальных вопросов международной повестки. Наоборот, страны-участники настолько застряли в междоусобных конфликтах, что рассматривают остальной мир уже не как часть общей для всех нас планеты, где мир и стабильность – гарантия общего благополучия, а как поле для противостояния, все больше скатывающегося из политического в военное. При этом, что опаснее всего, сами члены Совбеза дискредитированы в глазах друг друга настолько, что никакие договоренности между ними невозможны. Ибо невозможно договориться с тем, кому уже не веришь. 

Да и откуда вере взяться? Помните как французский МИД скреплял своей подписью договор между президентом Украины Януковичем и оппозицией – тот самый договор о прекращении противостояния и проведении досрочных выборов, который мог бы предотвратить все дальнейшие события? А возражения французской стороны в связи с невыполнением оппозицией (теперь давно уже бывшей) этого соглашения помните? Нет! Ибо их не было. А помните, как российская сторона, накануне начала вторжения в Украину называла нелепыми прогнозы о российском вторжении в Украину? Их тоже не было. А ведь в международной практике таким конфликтам предшествуют как минимум ультиматумы. А тут вышло уж очень как-то вероломно. Без объявления войны. Да еще и 22 числа, ровно в четыре часа. 

А уж какие только войны не начинали в мире США! Один лишь Ирак чего только стоит! А еще Ливия, Сирия, и прочие. А помните бомбардировки Белграда, когда одна из первых же бомб была сброшена на посольство КНР. Китайской стороне, конечно, не сообщили, что это было наказание за голосование в Совбезе против интервенции в Югославию, но тут, как говорится, «sapienti sat». А уж в отношении Великобритании, захватившей целый принадлежащий Маврикий архипелаг Чагос, из которого полностью изгнала местное население, и который превращен в британо-американскую военно-морскую базу, существует даже резолюция Генеральной Ассамблеи ООН. И британцы ее игнорируют. При этом, в отличие от РФ в Крыму, они даже не ссылаются на поддержку местного населения. Ибо какая может быть поддержка там, откуда коренных островитян изгнали начисто, как никакому Израилю в Газе и не снилось. 

Архитектура международной безопасности действительно трещит по швам. 80 лет назад, когда она только создавалась, во главе стояли победители в мировой войне, плюс хитрым образом вписавшаяся в компанию победителей Франция. С тех пор много воды утекло. Холодная война закончилась поражением СССР и советского блока, но это никак формально не отразилось на распределении полномочий в ООН. Никому не приходило в голову исключать РФ из Совета Безопасности, а конфликт в Приднестровье, ничем по сути не отличавшийся от ситуации на Донбассе и в Крыму закончился не обвинениями в адрес РФ — с санкциями и угрозой мировой войны, а предоставлением российским военным мандата на проведение миротворческой миссии под эгидой ООН. Аналогичные мандаты РФ получала в Абхазии, Осетии, Таджикистане, и даже в Косово. И в этом, следует признать, россияне оказались вполне успешны — кровопролития прекращались, а Таджикистан оказался полностью очищен от террористов, проникших туда из соседнего Афганистана. 

Очевидно, что случись украинские события не в 2014 году, а в 1992, мандат ООН был бы предоставлен тоже. Сразу после отказа парламента Крыма и Донецкого и Луганского облсоветов подчиняться столичной власти. До кучи аналогичные донецким и луганским решения были бы приняты в большей части областей юго-востока. И международное сообщество, как и в случае Грузии и Молдовы, с пониманием отнеслось бы к действиям РФ по защите русского и русскоговорящего населения. 

Что с тех пор изменилось – спросите? Формально – ничего. А на деле Россия потеряла уважение коллег по Совбезу. В то же время, целый ряд стран, находившихся в 1945 году в противоположном лагере, сегодня стали уважаемыми членами мирового сообщества.  Прежде всего Германия и Япония – ибо сколько можно поминать события почти столетней давности? Очевидно, что Берлин сегодня имеет не меньше прав, чем Париж. Вот только в ООН получается совсем наоборот. Или, вот, Турция. Она даже в меньшей степени чем Франция была союзником Оси во Второй Мировой войне, но и своего Де Голля у нее тоже не было. А потому на момент формирования ООН у нее и с Британией отношения сложились не ахти, да и с СССР тоже.  К тому же, Турция была союзником Германии в 1914 году, а при разделе пирога это оказалось важно. Но главное, Турция была бедная и неплатёжеспособная. А неплатёжеспособных не зовут за один стол с хозяевами жизни. Зато сегодня тюркский мир – это не мир русский, преимущественно существующий в одних лишь политических фантазиях, а пространство от Балкан до Китая. Тюркский  мир – это три мировые религии: православие (да-да, гагаузы и чуваши – тюрки), ислам и буддизм. Это целая вселенная. А главное, что на фоне сокращения численности европейцев, тюркское население планеты растет. 

И тут вопрос встает ребром: как долго система международной безопасности будет игнорировать перемены? Как долго космическая держава Индия, как и упомянутая выше Турция, будут уступать в праве на международное влияние таким вчерашним гегемонам, как Британия, Франция и Россия? Почему целые континенты – Африка  и Латинская Америка не представлены в Совбезе вовсе? Почему Индонезия – четвертая в мире страна по численности населения, как и борющаяся за мировое лидерство в этом вопросе Индия, там не представлена? Даже, в отличие от Индии она не упоминается в качестве претендента. А ведь от Индонезии с Малайзией мировая торговля зависит даже больше, чем от Йемена, который, похоже, уже заставил считаться с собой весь мир. Да, Индонезия — бедная страна. Вот только не колониальное ли наследие эта бедность? Я уже не говорю о постколониальных временах, когда полвека этой страной правила, пожалуй, самая кровожадная в истории Холодной войны хунта, действовавшая при прямой поддержке США. Бывший президент США Обама, кстати, именно в те хунтистские времена и рос. На территории посольства, и в обществе тех самых сотрудников ЦРУ, которые обеспечили контроль над Индонезией, убившей миллионы. И ужин, который будущий президент США ел каждый вечер, стоил столько, сколько индонезийская семья в месяц не тратит. Был, в общем, он там белее самого белого – даром только  пробковый шлем не носил. 

Война в Газе и связанные с ней консолидированные действия третьего мира ставят вопрос ребром: или система безопасности ООН будет пересмотрена в ближайшее время в пользу третьих стран, или Запад, защищая эту несправедливую и устаревшую систему, будет вынужден распространить свою мета-колониальную кампанию на весь мир. Защищая Израиль, Западу неизбежно придется вслед за Йеменом решать проблему с ЮАР, позиция которой может повлиять даже больше, чем остановка хуситами навигации в Красном море. А где ЮАР, там целый континент. И у каждой из стран, не сомневайтесь, свои претензии к Западу, и его постколониальному порядку. Например, у Маврикия есть вопрос: «Чей Чагос»? Да и у Аргентины похожий вопрос тоже возникнет. А у Мексики возникнет вопрос: какого черта она платит штрафы США за каждого пересекшего границу нелегала? Понятно, что по беспределу. Вот только как долго США смогут так нагло беспределить  в отношении ближайшего соседа. 

Сегодня старый мир все еще рассчитывает на свое технологическое превосходство. Дескать, и оружие лучше, и без технологий наших они не проживут. Но эта уверенность становится все более и более иллюзорной. И касается это не только технологий, но и вооружений. Еще вчера кустарное оружие казалось шуткой, сегодня обычные невоенные дроны DJI решают ход боевых действий в самой технологичной в истории украинской войне. А РФ использует дроны из Ирана, и тестирует северокорейские боеприпасы. Не от нехватки своих, а чтобы корейские партнеры знали, как работает их оружие. На всякий случай – мало ли где оно еще всплывет. И так будет во всем, включая даже искусственный интеллект. Индия и Китай скоро догонят и перегонят и здесь. Итог будет тот же, только с гораздо худшими переговорными позициями. Посему, нравится нам это или нет, миру лучше было бы прислушаться к мнению генсека Гутерриша. И особенно членам Совета Безопасности, которым, конечно же, совсем не хочется распрощаться с наличием особых прав. Вот только права эти все равно уже не работают, да и внутри этого эксклюзивного круга согласия нет, и уже никогда не будет.

ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon