Сериал 20/22»: когда пропаганда снова косит под искусство

24 февраля, во вторую годовщину начала спецоперации России на территории Украины, российский первый канал представил публике очередную патриотическую премьеру – мини-сериал «20/22» (режиссер Алексей Симонов). Что скрывается под этим хитрым названием очередного спонсированного Институтом развития интернета (ИРИ) идеологического продукта, узнать сложно. Остается только догадываться о неком невнятном шифре, обращенном к коллективному бессознательному. Что же, фильм даже не скучный, но, такой вот парадокс, и не интересный. Зритель не только не узнает из него ничего нового, но и вообще ничего не узнает. Сюжет в целом нехитрый: Алиса, московская барышня из «хорошей» семьи (Дарья Кукарских) переезжает к бойфренду Даниле (Аристарх Венес). Квартира прекрасна, молодые – симпатичны и влюблены. Как бы все есть для счастья. Однако происходит неожиданное и не очень приятное: начало специальной военной операции. Казалось бы, при счастливом сожительстве, этого можно было не заметить, но… Девушка оказывается политически активной и собирается на митинг. Бойфренд, который, как выясняется, из Севастополя, сначала пытается запереть ее в квартире, а затем – непонятно, кстати, почему – отправляется вместе с ней на антивоенный протест в центр Москвы. Там он пытается доказать, что собравшиеся не правы, ссорится с девушкой, которая уезжает ночевать к другу детства-мажору, ревнует… Это бы все ничего, но его фото в центре протестующих попадает во все пацифистские блоги, и на следующий день его ждет исключение с журфака. Юноша бросает все – правда, и бросать уже вроде как ничего – и отправляется на Донбасс, где уже воюет его брат. Пока герой едет, выясняется, что брату ампутировали ногу, но он не унывает и хочет вернуться в батальон «Сомали» (тот, где когда-то служили Гиви и Моторолла). Но пока тот лечится, по протекции в батальон отправляется младший брат. Понятно, что в первом же бою он, как говорится, обсирается, зато после этого становится патологическим храбрецом. А в это время как раз начинаются серьезные бои за Мариуполь. По городу бродят «азовцы», которых так прямо в фильме и называют, хотя в России, напомним, нельзя употряблять название этого подразделения без характеристики «признан террористической и экстремистской организацией». Но это так, мелочи. В конце концов, кому надо, тому позволено. Вот если бы это сделал не одобренный товарищ, то и разговор был бы другой. На то он и консерватизм.

Ну так вот, по Мариуполю бродят «азовцы», отовсюду стреляют, мирные жители в панике. У тех, кто пытается уехать, сгорают автомобили. Дети и взрослые получают ранения. Но тут российская пропагандистская мысль делает совершенно неожиданный зигзаг — выходит так, что проблемами мирных жителей озадачены вовсе не доблестные россияне, а все те же «азовцы». Они и в больницу их почему-то отвозят, организовывают хоть какое-то питание, подачу воды. Тут бы украинскому патриоту вскрикнуть: «потому, что так было на самом деле», но это тоже ерунда какая-то. О том, как было, авторы не знают точно также, как не знаем мы с вами. А вот что нам с вами точно знать следует, так это то, что подобные установки прописываются заказчиком, или, как минимум, согласовываются. Так вот, вернемся к сюжету, в добрых делах выделяется командир отряда «Шорох» (Алексей Шевченков). Настолько выделяется, что можно даже подумать, что это вовсе не участник добробата, а российский морпех, ну, или сериал снимался не в РФ, а на «Плюсах».

В это время москвичка Алиса осознает, куда уехал любимый, и с помощью друга-мажора Мишани (Александр Югов), который платит за содействие военкорке «Искре» (Виктория Токарева) 50 тысяч рублей (тогда примерно 700 долларов), отправляется на поиски. Дальше героев ждут приключения в духе классического блокбастера: тут бомбят, там стреляют, тут задерживают и т. д. Причем происходит это со всеми героями одновременно, просто в разные отрезки экранного времени. Все это продолжается четыре серии по 50 минут, в последние полчаса все, включая «азовцев», сходятся вместе в Мариуполе, чтобы вступить в конфликт, пострелять друг в друга и снова разбежаться. Причем добрый «Шорох» гибнет, а вот выживет ли тяжелораненый Данила, неизвестно. В любом случае, беременная Алиса не пропадет: влюбленный Мишаня увозит ее обратно в Москву и, если что, готов воспитывать чужого ребенка– благо, родительских денег хватит. Сюжет, прямо скажем, так себе. Вроде что-то в нем проскальзывает, но как-то все одинаково — будто гланды через задницу вырезали.

Желая снять пропагандистское кино, российские авторы выбирают оппозиционные нарративы: в Москве нельзя на митинги, население «новых территорий» в страхе и недовольстве, военкоры продаются за копеечку. Зачем это сделано — известно одним лишь авторам, и вероятно, еще и их кураторам. Очевидно лишь одно — сериал «20/22» не встретил того негатива со стороны Z-сообщества, с которым столкнулись, например, авторы «Мастера и Маргариты». И не столкнутся. Ибо ставить под сомнению продукт, финансируемый ИРИ, у Z-патриотов пока еще кишка тонка.

ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon