Дебаты о роли украинцев в Российской империи, СССР и Российской Федерации между Виталием Портниковым и российской журналисткой Юлией Латыниной вызвали в соцсетях большой резонанс. «Во как уел…» и «Во как уела…» — таковы были комментарии большинства. ЛИБЕРАЛ пробует разобраться, кто кого как и зачем «уел», и уел ли вообще.
Виталия Портникова представлять не нужно, Юлия Латынина, признанная в России иностранным агентом, у нас известна меньше. Она начинала как экономический журналист, затем переключилась на написание остросюжетных романов из жизни гипотетической северокавказской республики, а позже начала сочинять экономические детективы из жизни в других галактиках. Все это время она вела передачу «Код доступа» на радиостанции «Эхо Москвы». В 2017 году Латынина эмигрировала из России, позже была признана иностранным агентом и теперь ведет свой Youtube-канал «ЛатынинаТВ». Ее постоянными собеседниками на канале являются Алексей Арестович, Михаил Подоляк, Роман Свитан и другие лидеры мнений, включая представителей российской политической эмиграции.
Дебаты Латыниной и Портникова на канале «ФейгинLive» были инспирированы постом журналистки в сети X, в котором она заявила, что украинцы в России были полноправными строителями Российской империи и СССР, занимали ведущие посты во всех отраслях (в армии, церкви, литературе, науке, искусстве, политике), приводила в пример Гоголя, Брежнева и других. А вот те украинцы, что жили до 1939 года на землях, входящих в состав Речи Посполитой и Австро-Венгрии (позже Австрии), никаких ведущих позиций в этих странах не занимали.
На Латынину тут же набросились в соцсетях, особенно выделился Виталий Портников. Поскольку российским политэмигрантам по новому месту жительства особенно делать нечего, за жирный информационный повод уцепился Марк Фейгин и решил устроить на своем канале дебаты между Латыниной и Портниковым.
Дебаты, надо сказать, не получились. Сначала праволиберальная Латынина заявила, что украинской пропаганде не стоит называть россиян генетическими рабами и имперцами одновременно. Все империи во все времена были одинаковыми, так что ничего особенного в отношении народов, входящих в Российскую империю, как бы она ни называлась в разные исторические периоды, нет. Да и украинцам пора перестать устраивать у себя BLM, поскольку ни о каком угнетении украинцев ни в СССР, ни в современной России говорить невозможно. Более того, на протяжении последних двух-трех веков украинцы были не просто партнерами русских в строительстве империи, а «партнерами с блокирующим пакетом». Да и вообще, по мнению Латыниной, нынешняя война – никакой не конфликт цивилизаций, а натуральная гражданская, поскольку у каждого третьего россиянина есть родственники в Украине.
И тут Фейгин дал слово Портникову. Остапа, извините, Виталия, понесло. Он сходу отверг обвинения в работе на украинскую и какую-либо другую пропаганду, назвал себя «честным журналистом» — слезы навернулись от этого термина вегетарианских времен.
«Русские – не братья, — заявил Портников. — Родственные связи обусловлены тем, что империя перемешивала народы». Он назвал Андрея Боголюбского предтечей убийц из Бучи, Петра Первого – городским сумасшедшим, а также пожалел Гоголя, которому пришлось отказаться от «родного», по версии Портникова, украинского. Если так рассуждать, то странно, что Портникову не пришло в голову пожалеть Пушкина и других русских литераторов конца XVIII – начала XIX вв., которым пришлось создавать свои произведения на русском, а не на более привычном для них французском.
Дальнейшее выступление Портникова заключалось в том, что украинцу, чтобы стать в России «партнером» или кем-то значимым вроде замглавы администрации президента РФ Дмитрия Козака, нужно отказаться от украинской идентичности. Иначе украинец так и останется в глазах русского тем, кто лепит вареники, варит борщ и танцует гопак. Концепция Портникова сводилась к тому, что украинец – не этничность, а идентичность. И не важно, кто является украинцем, русским или евреем, важно, чтобы человек сделал правильный цивилизационный выбор – то есть стал украинцем-европейцем, а не восточным варваром русским. «Мы с вами живем на разных континентах», — доказывал он Латыниной.
Спекулятивная концепция Портникова при всей ее кажущейся привлекательности: «не важно, кто ты, важно, кем ты себя считаешь» и от чего ты отказываешься — разбивается сразу с двух сторон. Во-первых, существует знаменитое высказывание его соплеменника, выдающегося американского политика и дипломата Генри Киссинджера: «В первую очередь я американец, во вторую – госсекретарь США и только в третью – еврей». Во-вторых, совсем не важно, кем считаешь себя ты, важно, кем считают тебя окружающие. Вот жители Донбасса были вполне лояльными украинскими гражданами: знали язык, платили налоги, развивали экономику и болели за нашу сборную и «Шахтер». И что? Помешало это власти в Киеве десять лет подряд объявлять их русскими сепаратистами, аж пока дело не дошло до войны? Вот то-то же!
Любые исторические возражения Латыниной и ее попытки заговорить о сложности формирования наций и государств сейчас и в ретроспективе разбивались об истерику Портникова, исполненную в духе разборок с официантом в гей-клубе. В ход шли обвинения в обесценивании русскими украинской культуры, унижении мовы и т.д. Под конец Портников заявил, что после «освобождения» Крыма граждане, не осознавшие свою украинскую идентичность, «соберут чемоданы и уедут в Россию», ведь в Украине они жить не смогут. Ну что ж, прогрессивный журналист раскрыл план демократии по-киевски: чемодан – вокзал – Россия!
Латыниной оставалось только посмеиваясь спрашивать: дадут ли американцы и европейцы денег на такую демократическую программу. «Дадут, не сомневайтесь», — отвечал Портников.
В общем, оба участника дискуссии остались при своих. И при взаимном удовольствии. А кому чего дадут и кто куда поедет, покажет время.