Как подчеркивает Financial Times, торговое противостояние между США и Китаем открывает новые возможности для стран Южной Америки — в первую очередь для Бразилии, крупнейшего поставщика агропродовольствия обеим державам. В 2025 году Бразилия помогла решить яичный кризис в США, а Китай получил повод сократить закупки американского мяса в пользу бразильского.
В условиях эскалации тарифной войны между Вашингтоном и Пекином Бразилия, давно выстроившая прочные связи с Китаем, оказывается в выигрыше. Страна является ведущим мировым экспортером сои, кофе, сахара, апельсинового сока, целлюлозы, говядины, курятины, кукурузы, табака и соевой муки. До начала торговых ограничений объем экспорта Бразилии в Китай втрое превышал экспорт в США, но теперь тарифы дают дополнительный импульс для увеличения поставок в обе страны.
Бразильский экспорт демонстрирует стремительный рост. В первом квартале 2025 года поставки яиц из Бразилии в США увеличились на 346% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достигли 2705 тонн. США впервые обогнали Объединенные Арабские Эмираты и стали крупнейшим покупателем бразильских яиц. Поставки говядины в Китай выросли на треть, а курятины — на 19%.
На фоне этих успехов экспорт сельхозпродукции из США в Китай сократился на 54% в первом квартале. Китай, ранее закупавший до 90% сорго и половину сои у США, теперь переориентируется на Южную Америку. В результате Бразилия получает 20%-ную ценовую надбавку за надежность поставок.
Если в 2016 году на США приходилось 20% продовольственного импорта Китая, то сейчас — 13,5%. За тот же период доля Бразилии выросла с 17% до 25,2%. Таким образом, четверть еды, потребляемой китайцами, поступает из единственной португалоязычной страны мира.
В этом контексте с 12 по 13 мая президент Бразилии Лула да Силва посетит Пекин и проведет переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. В центре внимания — развитие стратегических соглашений, подписанных в ноябре прошлого года, охватывающих технологии, инфраструктуру, энергетику и образование.
Особое внимание будет уделено проекту Биокеанской железной дороги, которая должна соединить атлантическое побережье Бразилии с тихоокеанским побережьем Перу. Этот масштабный инфраструктурный проект позволит обойти Панамский канал и сократить сроки морской доставки контейнеров вдвое. Стоимость проекта оценивается минимум в 5 миллиардов долларов, а участие в финансировании, помимо Китая, предполагается со стороны Бразилии и Перу. Строительство пройдет через леса Амазонии и горы Анд, что вызовет значительные экологические и экономические последствия.