Украина запрещает выезд на свою территорию автомобилей с приднестровской регистрацией. На этот раз окончательно. Грозились давно, Евросоюз настаивал, но все не доходили руки. Ибо сепары сепарами, борьба с сепаратизмом в этом мире — это как бы миссия Украины, но ведь и Петр Алексеевич как бы сам выходец из сепаратистского региона. Да и Молдова, на первый взгляд, самая заинтересованная в блокировании Тирасполя сторона, тоже не сильно настаивала. Ибо территориальная целостность — это не декларации про ни пяди земли, а кропотливая работа над ее сохранением, а при необходимости восстановлением. Она не терпит истерик, махания шашкой и игр в принципиальность.
Сравнивая политику Украины на Донбассе и Молдовы в Приднестровье и Гагаузии, невозможно не отметить фундаментальных различий в подходах. Если Украина стремиться к разрыву с неподконтрольными территориями — невыплата пособий и пенсий гражданам, проживающим по ту сторону линии разграничения, поражение их в правах (прежде всего избирательных), отказ в сертификации продукции предприятий на территории непризнанных республик, и т.п. Даже предприятия, ранее принадлежавшие Ринату Ахметову, работавшие на территориях подконтрольных сепаратистам, но платившие налоги в Украину, были остановлены под давлением националистов — весной 2017г группа ультраправых во главе с Семёном Семенченко начали железнодорожную блокаду под лозунгом «Нет торговле с оккупантами», по итогам которой предприятия оказались попросту отжаты в пользу непризнанных республик, а налоговые поступления в бюджет Украины прекратились. До кучи, тот же донецкий и луганский уголь, который металлургические предприятия Рината Ахметова покупали на шахтах Рината Ахметова, теперь ввозится из РФ, как Кузбасский, и покупается через посредников.
Молдова же действует прямо противоположным способом. При всех правителях Кишинёв пытается доказать жителям Приднестровья свою нужность и важность. Торгово-промышленная палата Молдовы сопровождает приднестровскую продукцию всеми необходимыми сертификатами. Голосовать — пожалуйста, организуем автобусы. Да, Приднестровье в состав Молдовы пока не вернулось, но между жителями метрополии и непризнанных республик полностью отсутствует враждебность. А это огромный шаг вперёд, который Украине сделать очень трудно. Ибо взаимная ненависть очень глубоко пустила корни. Впрочем, как бы ни пытался Кишинёв играть с Тирасполем предельно мягко, у Киева свои резоны. Уж очень хорошо с точки зрения создания информационной политики подложить свинью каким-нибудь сепаратистам, пусть даже не своим.
Между тем, отношения приднестровских сепаратистов с Украиной и украинскими националистами были враждебными отнюдь не всегда. Украина долгое время выступала в качестве нейтрального переговорщика по приднестровскому вопросу, действуя примерно как Белоруссия в отношении Украины — нейтрально и осторожно. Украинские же националисты на момент приднестровского кризиса даже выступали союзниками Тирасполя. Даже ездили воевать за интересы местных украинцев, которых румынский национализм рассматривал как разновидность русских — ассимиляция, или чемодан-вокзал.
С тех пор, отметим, не изменилось в этом вопросе ничего, зато существенно изменились подходы украинских националистов. Если раньше украинский национализм был готов защищать украинцев во всем мире, то сегодня он ставит превыше всего вопрос о нерушимости границ. И вообще, румынский национализм как бы кошернее. Это в посткоммунистической дискурсе украинцы могли рассказывать анекдоты про молдаван, в антикоммунистическом ультраправом же дискурсе мы как бы меняемся местами. Ибо научно-технические вопросы задвигаются на второй план, а во главу угла ставятся вопросы арийства и пирамиды достоинства. И Молдова, как часть условной Великой Румынии обладает куда большим достоинством, чем славянская Украина.