Технологии, которым мы не доверяем. Политика Байдена по отношению к техно гигантам проясняется. (The Economist)

В статье, вышедшей в свежем Экономисте, рассматривается смена политики американского руководства в отношении крупнейших интернет-компаний. Сам по себе текст интересен не только непосредственно своей темой, но и тем, что проливает свет на то, как делаются дела в американском управлении. Президент Байден предстаёт не в образе добродушного «Сонного Джо», а как опытнейший политик (которым он и является), действующий системно и добивающийся своих целей путём грамотной расстановки кадров. Несколько вне поля зрения авторов статьи остаются причины, по которым Байден начинает атаку на корпорации, в немалой степени приложившие руку к его же победе на выборах. Мы считаем, что они достаточно очевидны: блокируя Дональда Трампа, Фейсбук и Гугл покусились на политическую власть и теперь должны за это ответить. Впрочем, читайте сами.

Чтобы понять, до какой степени за последние четыре года Вашингтон поменял своё отношение к технологическим гигантам, можно обратиться к основателю антимонопольной организации Институт Открытых рынков Барри Линну. В 2017-м его команда была изгнана из синк-танка New America Foundation за слишком критическое отношение к китам технологий. В то время работы Линна, в которых он обрушивался на платформенных монополистов, считались провокационными и оставались в изоляции. Он был похож на протестующего с мегафоном на пустой улице.

В наши дни, когда Джо Байден говорит о «корпоративной сверхконцентрации», во многом делает он это словами Линна. При этом, многие его друзья были назначены Байденом на высокие посты. Так, Лина Хан, проработавшая в Институте Открытых Рынков 7 лет, сейчас возглавляет Федеральную Торговую Комиссию, которая заведует защитой личных данных потребителей и соблюдением антимонопольного законодательства. Бывший коллега Линна по правлению организации Тим Ву стал советником Белого Дома по вопросам конкуренции и технологической политики. Сам Линн обосновался в офисе в шаговой доступности от Белого Дома и, вне сомнения, стол вхож в тусовку. Как он говорит, «для небольшого милого синк-танка у нас довольно много людей внутри администрации».

Пропуск во власть получили и другие борцы с мощью технологических гигантов. Известный критик Гугла Джонатан Кантер возглавил антимонопольное направление Департамента юстиции. Сейчас от него ожидают крутых мер. Глава Бюро по финансовой защите потребителей Рагит Чопра издал требования к титанам технологий по раскрытию записей в их платёжных системах.

Как как же вышло, что Байден ополчился на «БигТек» (собирательное название крупных технологических монополистов вроде Гугла, Apple или Microsoft — пер.)? В отличие от некоторых других демократов вроде Элизабет Уоррен, призывавшей разрушить технологические монополии, Байден ранее не был замечен в их прицельной критике. Тем нем менее, как только Байден занял Овальный кабинет, Уоррен выступила с подробнейшим планом по техногигантам и продвинула на ключевые посты людей вроде Ву, Хан или Бхарата Рамамурти, отвечавшего во время её избирательной кампании за экономическое направление, а сейчас вошедшего в национальной совет по экономике Белого Дома. По словам Уоррен, политика Байдена заключается в его назначениях: «он расставил на властные позиции людей с новым уровнем понимания технологий, и со сложившимся глубоко скептически отношениям по существующим практикам.»

Многие считают, что администрация Барака Обамы, частью которой был и Байден, слишком очаровалась большими технологическими фирмами, и потому не смогла предотвратить слияния вроде приобретения Инстаграма Фейсбуком. Сейчас для Байдена настал момент исправить ошибки.

Лютер Лёве, который возглавляет в интернет-фирме Yelp отдел по связям с общественностью, считает, что ветер в Вашингтоне сменил направление на 180°. Yelp давно воюет с Гуглом и известна своими жалобами на корпорацию за нечестное подавление более мелких конкурентов.

По его словам, «сейчас воистину прекрасное время для тех, кто надеется на силовую поддержку правительства для своих жалоб». Конгрессмены из обеих партий в настоящий момент избегают встреч с представителями крупных технологических фирм. Особенно токсичным считается Facebook (ныне Meta).

В июле Байден нанёс удар по монополиям, издав указ о развитии конкуренции в американской экономике. Написанный Тимом Ву, этот документ в суровых выражениях высказывает обеспокоенность «излишней концентрацией» техногигантов. Ни один президент в прошлом не издавал настолько подробных указов, считает политолог из Cowen Washington research Пол Галлант, отслеживающий политику в области технологий. Хотя внимание в указе было обращено не только на БигТек, но эти компании были одной из важнейших его целей.

Alphabet ( Google), Amazon, Apple и Мета — это фирмы с одной из наибольших капитализацией в стране. Администрация Байдена в своей борьбе с ними фокусируется на битвах, которые сможет выиграть. Указы и антимонопольные иски могут привлекать внимание, но их долгосрочные перспективы остаются неопределёнными. Особенно, если учесть, что суды обычно склоняются на сторону бизнеса. Новые законы, нацеленные против техногигантов, могут принести результат быстрее. Если же и они не принесут успеха, администрация может переписать правила ведения бизнеса, используя вновь усиленные федеральные органы.

Если рассматривать борьбу в конгрессе, то окажется, что единственное, на чём республиканцы и демократы сходятся помимо проблемы Китая, это что технологические фирмы стали слишком мощными. На протяжении текущей сессии было предложено по меньшей мере 14 законопроектов, затрагивающих «БигТек». Многие из них были поддержаны обеими партиями. Один из них, поданный сенаторами от демократов Эми Клобучар и республиканцем Томом Коттоном, вводит предварительный запрет на слияния для фирм, чья рыночная цена более 600$ млрд. «Мы не собираемся разрушать их бизнес но мы хотели бы введения каких-то прозрачных правил на рынке», — говорит Клобучар.

Принятие технологического законодательства не является приоритетом для Байдена, но ожидается, что оно им станет после того, как прояснится судьба его пакета социальных расходов Build Back Better (в которой заложены 500$ млн. на создание нового бюро по расследованию нарушений конфиденциальности личных данных). Элизабет Уоррен прогнозирует, что Белый Дом включится в вопрос более активно и советует «быть начеку».

Наиболее очевидным местом для соглашения между двумя партиями является законопроект, который ещё сильнее ограничивает сбор данных несовершеннолетних. Однако, планы Байдена, похоже, значительно более амбициозны. Он, например, может настоять на запрете для техногигантов обеспечивать режим преференций для собственных сервисов. В ходе избирательной кампании Байден выражал поддержку отмены «раздела 230» в законе США о приличиях коммуникации (раздел обеспечивает неприкосновенность платформ при размещении стороннего контента). Кроме того, он мог бы настоять на принятии национального закона о конфиденциальности, который устанавливал бы больший контроль потребителей информационных услуг над своими личными данными.

Работа в конгрессе, всё-таки, далека от гарантий, и межпартийные трения могут ей помешать. Как говорит Кен Бак, конгрессмен республиканец от Колорадо, среди его коллег есть «разногласия» относительно того, насколько к глубоко правительство может вмешиваться в бизнес. Также противники президента могут выступить против закона, который бы они при иных условиях поддерживали, лишь бы подставить Байдену подножку. Закон могут заблокировать и демократы, ведь руководители технологических компаний часто являются крупными спонсорами Демпартии. Некоторые конгрессмены от Калифорнии уже выступили против нескольких законопроектов по технологиям.

Однако, даже если конгресс не примет никаких мер в ближайшее время, Байден не оставит техническую повестку. В соответствии с законом о Федеральной Торговой Комиссии (которому исполнилось 107 лет), у её главы госпожи Хан есть широкие полномочия в борьбе с «нечестным или вводящим в заблуждение поведением» . Указ Байдена побудил ФТК принять новые регуляции по «наблюдению и сбору данных», «о запрете недобросовестных методов конкуренции на интернет рынках» и против «антиконкурентных ограничений на использование независимых ремонтных мастерских» при ремонте смартфонов или другой техники.

К примеру, ФТК может попытаться объявить незаконным подход, при котором платформы отдают преимущество собственным сервисам по сравнению с другими. Комиссия также может потребовать минимизации сбора данных и обмена ими между приложениями, что ограничит возможности технологических сил фирм по отслеживанию пользователей в интернете и объединение информации о пользователе из различных источников (как это делает Meta через Facebook, Instagram и WhatsApp).

По словам Галанта, «изменения в нормативно-правовой базе представляют больший риск для технологических компаний, чем традиционные антимонопольные иски, которые привлекают всеобщее внимание». Гиганты наверняка предъявят ответные иски относительно того, имеет ли вообще ФТК право настолько широко трактовать закон, а также иски по поводу законности конкретных мер.

Последний фронт борьбы Байдена — это антимонопольное законодательство. Инструментами тут являются запреты новых слияний и наказания за антиконкурентное поведение. Люди, которые отвечают за конкурентную политику администрации Байдена, считают, что в последние сорок лет сфера действия антимонопольного законодательства была искусственно сужена. Они считают, что акцент на благосостояние потребителей (в конце семидесятых выделенный судьёй-республиканцем Робертом Борком), не принимают во внимание другие виды вреда от «повышенной концентрации».

Как считает Линн, Байден вырос в условиях намного более жёстких антимонопольных ограничений и достаточно стар, чтобы помнить мир до Борка. В 1987 году, будучи председателем судебного комитета сената, Байден воспрепятствовал повышению Борка до судьи Верховного Суда.

У антимонопольных исков есть два недостатка: они всегда длительные, а их результат непредсказуем. Администрации Байдена достались в наследство два иска времён Дональда Трампа. Первый был подан Департаментом юстиции против Гугла, а второй подала Торговая Комиссия против Facebook. Подобные дела занимают больше времени, чем длится один президентский срок: судебное разбирательство по делу Гугла назначено на 2023 год, а решение и апелляция добавит ещё минимум один. Многие ожидают, что последует попытка создать возбудить ещё одно дело против техногиганта. Возможно, это будет Amazon или Apple.

Первой серьёзной проверкой для ФТК станет попытка Amazon приобретения Metro Goldwyn Mayer (у этой голливудской студии права на Джеймса Бонда) за 8.5$ млрд. Некоторые сторонники надеются, что она заблокирует сделку, однако этот запрет может быть оспорен в суде, учитывая разнообразие медиарынка в Соединённых Штатах. Пока что самой громкой сделкой, заблокированной при администрации Байдена, стало соглашение между очень старыми СМИ. Министерство юстиции подало в суд, чтобы остановить слияние книжных компаний Penguin Random House и Simon&Shuster. Комиссия считает, что это ограничит возможности авторов в получении авансов за свои произведения.

Тем не менее, Элизабет Уоррен считает, что независимо от того, сумеет Байден разделить какую-то крупную технологическую фирму или нет, сама угроза этого «уже меняет мир». Влияние Байдена можно уже проследить в том, что некоторые сделки не были объявлены, а также в том, что технологические гиганты пересматривают свои собственные практики. Недавно Apple объявила, что упростит ремонт собственных устройств, что, вероятно, является непосредственной реакцией на указ Байдена о конкуренции.

Кремниевая Долина испытывает значительно большей оптимизм по отношению к стартапам, чем ещё несколько лет назад. У обитателей Долины появилась надежда, что стартапы не будут подавлены гигантами и смогут развиться.

Некоторые обозреватели считают, что без активизации антимонопольный усилий секторы в которых наблюдается падение конкуренции, вроде социальных сетей, окажутся ещё более консолидированы, чем сейчас. Понимая, что они могут подвергнуться проверке или вызваны в суд, фирмы постараются придерживаться приличий в своей деятельности, пишет Линн в своей книге «Проклятие величия» (в этой книге он агитирует за возрождение старые традиции борьбы с монополизмом).

Некоторые штаты также выступили против техногигантов со своими законами или судебными исками. Барри Линн наслаждается этой всесторонней атакой. Как он говорит, «Возможно, мы и лилипуты, но нас достаточно много, чтобы сбить этих ребят с ног».

https://www.economist.com/united-states/2021/11/27/joe-bidens-tech-policy-is-becoming-clearer

Добавить комментарий
ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon