Либерал с самого начала писал об опасностях сползания Индии, страны с миллиардным населением, в религиозное мракобесие, под покровом которого так удобно урезать права граждан. Почему западный мир смотрит на происходящее сквозь пальцы (такое впечатление вызывают заголовки первых полос), Либерал писал так же: Индия слишком ценный союзник в противостоянии с Китаем, и коль скоро её правящая верхушка выполняет свои обязательства перед партнёрами, её действия во внутренней политике пока не вызывают шума. Тем не менее, статья в Экономисте показывает, что ультраправая политика Моди не остаётся незамеченной. Как только американо-китайский кризис разрешится тем или иным образом, можно ожидать, что вопросы к Индии появятся. Другое дело, что до такого разрешения может пройти не один год, и всё это время в стране будут укрепляться индуистские скрепы и закручиваться гайки – если резьбу не свернёт.
Рамачандра Гуха, писатель и биограф
Моя страна — страна мифов и героев. На протяжении веков поклонение богам, богиням, святым и воинам было центральной чертой индийской культуры . То, что такое поклонение героям может быть противопоказано демократической практике, прозорливо распознал Б. Р. Амбедкар (1891-1956), ученый и социальный реформатор, который руководил разработкой индийской Конституции. Как он сказал в речи в ноябре 1949 года, «бхакти или поклонение героям в политике — это верный путь к деградации и, в конечном итоге, к диктатуре». Цитируя Джона Стюарта Милля, Амбедкар предостерег соотечественников от того, чтобы «класть свои свободы к ногам человека, пусть даже и великого, либо доверять ему полномочия, позволяющие ему подрывать их институты».
Индийцы дважды проигнорировали предупреждения Амбедкара. В первый раз это произошло в 1970-х, когда после военной победы над Пакистаном мы позволили развернуть культ премьер-министра Индиры Ганди. Мы согласно кивали, когда председатель партии ИНК (несколько десятилетий после обретения независимости страной руководил Индийский Национальный Конгресс, традиционно возглавляемый представителями династии Неру-Ганди — ) провозглашал: «Индия — это Индира, а Индира — это Индия». Когда против ее правления начались народные выступления , она ввела чрезвычайное положение, подавила прессу, посадила в тюрьму оппозиционных депутатов и расклеила по всей стране свои портреты. Некоторые индийцы стали называть государственную телерадиокомпанию «Радио всей Индиры».
Ее диктатура продлилась менее двух лет. За семь лет пребывания Нарендры Моди на посту премьер-министра Индии он ни разу официально не вводил чрезвычайное положение. Возможно, в этом и не было необходимости, ведь он и так безжалостно использовал государственную власти для подрыва работы демократических институтов. Он усмирил СМИ (в настоящее время Индия занимает 142-е место в мировом индексе свободы прессы), натравил налоговые органы на своих политических противников и посадил в тюрьму десятки правозащитников. Он также пытается, с определенным успехом, поставить под свой контроль такие ранее независимые институты, как армию, центральный банк, избирательную комиссию и высшую судебную систему.
Параллельно с уничтожением индийской демократии, г-н Моди усердно работает над созданием вокруг себя культа личности. В феврале спортивная арена, ранее носившая имя Сардара Пателя, великого героя нашей борьбы за свободу, была переименована в стадион имени Нарендры Моди. Торжественное открытие стадиона было проведено президентом и министром внутренних дел. На всех сертификатах о вакцинации от covid-19, к смущению многих индийцев и к смеху и ужасу иммиграционных чиновников в других странах, печатается фотография г-на Моди.
При этом многое, а возможно, даже худшее, еще впереди. В 2022 году Индия будет отмечать 75-ю годовщину своей независимости от британского колониального правления. Стремясь превзойти Моголов и британцев, г-н Моди планирует переделать столицу страны, построив множество уродливых новых зданий, которые он, разумеется, торжественно откроет.
Культ личности исторически был отличительной чертой тоталитарных режимов. На левом политическом фланге можно вспомнить культы Сталина, Мао и Кастро, на правом — культы Гитлера, Муссолини и Перона. Однако в данном случае культ личности создается в самой большой демократии в мире. И действительно, учитывая численность населения Индии и ресурсы, затрачиваемые на его создание, культ Нарендры Моди может стать самым большим из когда-либо известных человечеству.
История показывает, что культы личности служат плохую службу для стран, в которых их разворачивают. Китай, Германия, Италия и Россия сильно пострадали, позволив одному человеку претендовать на то, чтобы представлять прошлое, настоящее и будущее нации. Индия сейчас делает то же самое. Г-н Моди свел на нет большую часть экономического и социального прогресса, достигнутого при его предшественниках. Еще до пандемии темпы экономического роста начали снижаться. Бедность и неравенство угрожающе возросли, в Индия заняла 101-е место из 107 стран в ежегодном Глобальном индексе голода и 140-е место из 156 по гендерному разрыву. Она свалилась на дно экологического развития, занимая 120-е место из 122 стран по качеству воды и 177-е из 180 по общим экологическим показателям.
Более коварно то, что культ Моди сопровождается углублением диктатуры большинства. Правящая партия атакует и запугивает религиозные меньшинства в стремлении создать теократическое индуистское государство. Сам премьер-министр стремится облечь себя в религиозные образы, фотографируясь то медитирующим в пещере, то на открытии нового храма. Отрастив длинные волосы и бороду, он хочет, чтобы его подданные видели в нем уникальное сочетание провидца, гуру и короля. Амбедкар был бы потрясен.