Родители, которым доводилось проверять, прочитал ли их школьник заданнyю на лето литературу, знают, как трудно бывает объяснить, зачем это вообще нужно. Зачем ему читать о том, что делали персонажи книг, написанных в давно прошедшие (с точки зрения подростка) эпохи. Если родитель пытается подняться над уровнем простого давления авторитетом, он обычно говорит, что это делается для того, чтобы на примерах из хорошей литературы почерпнуть мысли, обдумать конфликты, улучшить речь и вообще вписаться в общекультурный контекст. В принципе, это резонное объяснение, хотя у подростка всегда будет возражение, что требование несправедливо. Разве это он должен вписываться в уходящую культуру? А не хочет ли родитель попробовать сделать то же самое, и честно разобраться в культурном продукте, который интересен подросткам и делается ими же?
Проекты ИНМТ обросли своим фэндомом, Вики, спиноффами вроде BFT, персонажи — обжекты — получили узнаваемые характеры. Серии шоу, (самодельные мультфильмы) смотрят сотни тысяч человек. Учитывая, что это сугубо инди- продукт, в который не вкладывались корпоративные деньги на раскрутку и рекламу, результат выдающийся. Это представитель явления которое должна вызывать интерес. Маловероятно, что это станет новым «Риком и Морти», но молодые люди, которые делают и смотрят это сейчас, будут создавать стиль в следующие тридцать лет.
При попытке посмотреть мини-сериал BFT (большой жирный ублюдок), трудно отделаться от мысли, что на экране творится какой-то параноидальный бред. Почему бонг и переносной гриль шатаются по сумасшедшим декорациям, вступают в перепалки со смайликами и чертежами, а также опасаются флексить под водой? Через некоторое время первоначальной шок проходит и в раздражающем безумии проявляются структура и смысл. На самом деле, накал сумасшествия и комических несоответствий, пожалуй, и вполовину не дотягивает до классического «Робоцыпа». Пожалуй, принципиальным отличием здесь можно назвать практически герметичное замыкание пространства отсылок. Если «Робоцып» и другие абсурдистские проекты эксплуатировали культовые для Запада произведения кино- и теле-искусства, то БФТ мало связан с накопленным за прошлые десятилетия культурным багажом.
БФТ нарочито отделён от мира старших. Для того, чтобы коммуницировать с бабушкой персонажи вынуждены принимать вещества, изменяющие сознание. Создатели, конечно, в курсе, что и до них что-то было. Там даже упоминается Библия, правда вскользь и в качестве сборника анекдотов, после которых персонажам может показаться, что они всего лишь картинки некоего паршивого шоу. Однако они знали это и раньше, и всего лишь стремились перейти в шоу получше. Библия здесь, казалось бы, не вариант .
Ключом к восприятию происходящего является понимание, что создан мультфильм людьми, которые родились, выросли и приступили к творчеству в условиях подключения к широкополосному интернету, соцсетям и видеохостингам. При этом они всегда были отделены от централизованных распределителей информации вроде ТВ и газет. Кстати, пропробуйте заставьте их читать авторов ХIХ-го века. Основным актором становится аватар в сети, а не собственное биологическое тело. Как и объекты-персонажи шоу, аватары разнородны, лишены пола (но не гендера), их взаимодействие подчиняется неким правилам, но не физическим законам. Это мир вне сети выглядит алогичным, а отнюдь не метамиры.
По ходу развития сюжета постоянно упоминаются психоактивные вещества, причём не как нечто специально желанное. В их обсуждении нет травмы, они просто помогают перестроить восприятие так, чтобы невиртуальный мир выглядел как привычный мир сети.
Отдельно стоит отметить отсутствие каких либо упоминаний эротики. Роберт Хайнлайн в одном из романов метко сказал, что каждое поколение уверено в том, будто это оно изобрело секс. Начиная с Фройда, сексуальная травма взросления была признана краеугольным камнем становления личности и культуры. Аватарам, изначально живущим в сети, ничего такого изобретать не нужно. Им, скорее, нужно устанавливать блокировщики рекламы, которая, по заветам прошлого столетия, пытается что-нибудь при помощи секса продать. Обжекты ни разу о нём не вспомнили.
Так неужели настал момент воскликнуть, что связь времён порвалась? О, нет. В безумном, наполненном странными отсылками полотне проявляются старые, как цивилизация, конфликты. Обжектам тоже нужны деньги (хотя концепция работы пока не проявлена), их разобщает и угнетает власть в виде корпоративного монстра Янлекс-Алексы, которая использует для этого комбинацию насилия и обмана. Реагируют персонажи тоже узнаваемо: одни отказываются от борьбы и гибнут сразу, другие включаются в крысиные бега конкуренции, третьи поднимают мятеж, который увенчивается успехом, хоть и при помощи deus ex machina. Приключения обжектов состоят из архетипических переходов через лес, встреч с вестниками, добычи волшебных предметов и других мотивов, известных ещё по клинописным табличкам.
Мы не знаем, когда люди впервые записали жалобы на то, что новое поколение испорчено. Древнеегипетские папирусы, автор которых сетовал, что юноши ленивы и не уважают старших, были далеко не первыми. Мы не знаем, когда люди перестанут возмущаться тем, что молодёжь деградирует. Наверное, для этого понадобится победить саму смерть и смену поколений. Скорее всего, это и будет смертью человечества. Но до этого ещё далеко, а пока круг повторяется. Вечная история путешествий, открытия себя и возвращения в новом качестве продолжается, а они это мы.