Многие истолковывают китайский проект «Один пояс, один путь» как просто логистический путь доставки товаров из Китая в Европу, и мало кто задумывается насколько в действительности важен данный проект для КНР.
Для начала чтобы понять, что это за инициатива, кратко рассмотрим, что же предложил Китай. 28 марта 2015 г. Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство иностранных дел и Министерство торговли совместно опубликовали «Видение и действия по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21 века». Данная стратегия развития Китая затрагивает две трети населения планеты. Опираясь на существующие двусторонние и многосторонние механизмы между Китаем и соответствующими странами, а также с помощью существующих и эффективных платформ регионального сотрудничества, инициатива «Пояс и путь» направлена на заимствование исторических символов древнего Шелкового пути, активного развития сотрудничество со странами на маршруте и экономического партнерства. Китай предлагает совместно строить общность интересов, общность судьбы и общность ответственности за политическое взаимодоверие, экономическую интеграцию и культурную инклюзивность.
После открытия экономической зоны «Один пояс, один путь» количество законтрактованных проектов превысило 3000. В 2015 года китайские предприятия осуществили прямые инвестиции в 49 странах, связанных с «Поясом и путем».
По состоянию на 27 мая 2022 г. Китай подписал более 200 документов о сотрудничестве по совместному строительству «Пояса и пути» с 150 странами и 32 международными организациями.
В настоящее время китайская экономика тесно связана с мировой экономикой. Китай последовательно придерживается базовой государственной политики открытости, выстраивает новую модель всесторонней открытости и глубоко интегрироваться в мировую экономическую систему. Содействие строительству «Пояса и пути» — это не только потребность Китая в расширении и углублении своей открытости внешнему миру, но и необходимость укрепления сотрудничества со странами Азии, Европы, Африки и мира.
71-я резолюция Генеральной Ассамблеи ООН приветствовала инициативу «Один пояс, один путь» и другие инициативы в области экономического сотрудничества, призвала все стороны принять инициативу «Один пояс, один путь» и призвала международное сообщество обеспечить безопасную и надежную среду для строительства «Пояса и пути».
Не стоит забывать, что данный проект был выдвинут в 2015 году, когда о биполярном мире заговорили Китай и Россия. Если российская модель биполярного мира предполагает вариант из прошлого века, по аналогии противостояния СССР и США, основанной на военном паритете, при этом не учитывается что в отличие от Советского Союза экономический базис РФ — это капитализм. Китай же наоборот, имеет социалистический базис, плюс правящую коммунистическую партию. Китайский социализм взял многие идеи из советского опыта, но начал выстраивать свой путь развития.
Китайская теории биполярного мира основана на наследовании и развитии основных принципов марксизма, особенно теории всемирной истории и всестороннем использовании материалистической диалектики, геоэкономики, геополитики и социальной морфологии. Изучение и анализ структуры мировой истории реализуется стратегией «Один пояс, один путь» дает теоретическую базу и основные принципы. Эта инициатива выдвигает теорию о биполярном мировом процессе третьего поколения, согласно которой сначала идет принцип сотрудничества — сперва в экономической сфере, затем в политической, принцип геополитического продвижения в Центральной Азии, России, затем в Южной Азии и Юго-Восточной Азии, после — на Ближнем Востоке и в Африке, и, наконец, в Европе. Вначале конкурентное поле, затем естественная монополия. Прогрессивный принцип промышленности в области общественных благ перешел от теории к реальности. Особенно, прогрессивный принцип сотрудничества прав собственности, основанный на первоначально воплощенных принципах социализма.
РФ же, в отличие от Китая, рассматривает бывшие страны СНГ как зону своего влияния (или подчинения, другими словами), при этом, не предлагая четкой концепции экономического развития. Позиция России — сначала политика, затем экономика. Если не поддерживаете политику РФ — отключим газ. А еще Россия сильная, потому что когда-то предки победили Наполеона и Гитлера. И ядерная бомба имеется.
Продвижение концепции «Один пояс один путь», привело к тому, что в 2022 году мир стал биполярным, и на полюсах этого мира находятся США и Китай. Многие российские пропагандисты пытаются убедить общество в том, что Китай якобы поддерживает войну в Украине. Однако на самом деле это не так. Россия несколько раз создавала Китаю проблемы по построению проекта нового «Шелкового пути». Начнем с того, что еще до анонса этой программы Китай предлагал Украине построение глубоководного порта в Крыму, а взятие в аренду южных земель Украины, с дальнейшим построением на них современной мелиорационной системы. Если бы правительство Украины больше обращало на взаимоотношения с Китаем, то может бы сейчас Крым и Херсонская область не были бы оккупированы. Теперь из-за аннексии Крыма РФ эту часть проекта не реализовать.
Наземный путь в Европу из Китая могли бы осуществлять такие транзитные государства как Украина и Белоруссия, но силами сил противников развития Китая сейчас это стало, мягко говоря, затруднительно. В Украине война, Белорусия под санкциями, а сделано это все руками России.
Китай долгие годы зарабатывал себе международный авторитет современного открытого государства и надежного партнера, а теперь взаимодействие с РФ, бросает тень на Китай.
Инициатива «Один пояс, один путь» — это прагматичная платформа сотрудничества, а не геополитический инструмент Китая. Дух Шелкового пути «мирного сотрудничества, открытости и инклюзивности, взаимного обучения, взаимной выгоды и обоюдной выгоды» может стать историческим сокровищем для различных стран. Укрепляя всесторонние и многоуровневые обмены и сотрудничество между соответствующими странами, Китай может в полной мере изучать и в полной мере использовать потенциал развития и сравнительные преимущества каждой страны, а также формировать взаимовыгодное региональное сообщество интересов, общность судьбы и общность ответственности. В этом механизме страны являются равноправными участниками, вкладчиками и бенефициарами. Поэтому «Один пояс, один путь» с самого начала имеет черты равенства и мира. Равенство является важной международной нормой, которой придерживается Китай, а также ключевой основой для строительства «Пояса и пути». Только сотрудничество, основанное на равенстве, может быть прочным и взаимовыгодным. В то же время строительство «Пояса и пути» неотделимо от мирной и мирной международной и региональной обстановки. Мир является неотъемлемым атрибутом строительства «Пояса и пути» и незаменимым фактором обеспечения его плавного хода.
Власти КНР утверждают, что «Один пояс, один путь» не должен и не может стать инструментом политической борьбы между крупными державами и не будет повторять старую рутину геополитических игр. Понятно, что успешная реализация этого проекта действительно делает мир биполярным, с основными полюсами в виде Китая и США. И именно из-за от этого противостояния и происходят многие события в мире.
Китаю важно в этом противостоянии иметь поддержку ЕС, а не просто рассматривать Европу как рынок сбыта. Если еще 5-10 лет назад Китай рассматривался ЕС как фабрикой с дешевой рабочей силой, а КНР, в свою очередь рассматривала ЕС как хорошего клиента, то сейчас все поменялось. Для ЕС сейчас Китай — это огромный рынок сбыта. Китай же заинтересован в обмене технологий и взаимному научно-техническому сотрудничеству.
«Один пояс и один путь» — это инициатива Китая по продвижению на Запад высококачественных производственных мощностей Китая, а сравнительно выгодные отрасли принесут пользу, в первую очередь, странам, расположенным вдоль маршрута, и это также изменит внешний вид «депрессии» развития в истории Центральной Азии и других районов вдоль Шелкового пути. Это проход для торговых и культурных обменов между Востоком и Западом.
Китай, несмотря на различные преграды, все же продолжает продвигать данный проект. Так, в Пекине, 10 июня (по сообщению Синьхуа) член Госсовета КНР, министр иностранных дел Ван И и его польский коллега Збигнев Рау договорились укреплять сотрудничество и содействовать стабильному развитию двусторонних отношений. Был достигнут консенсус на 3-м пленарном заседании межправительственной комиссии по сотрудничеству КНР и Польши, которое министры двух стран провели в режиме видеоконференции.
Китай поддерживает предприятия обеих стран в том, чтобы они обсуждали вопросы создания двусторонней системы складирования, логистики и дистрибуции для нужд европейского и китайского рынков, в которой Польша будет играть роль распределительного центра, заявил Ван И.
З. Рау, в свою очередь, отметил, что Польша твердо придерживается политики одного Китая, приветствует инвестиции китайских предприятий в стране, поддерживает укрепление сотрудничества между ЕС и Китаем, а также странами Центральной и Восточной Европы и КРН, и готова служить окном для европейско-китайского сотрудничества.
Стороны также обменялись мнениями по украинскому вопросу. Ван И, со своей стороны, подтвердил, что позиция Китая заключается в содействии мирным переговорам.
З. Рау отметил, что Польша готова сотрудничать со всеми сторонами для преодоления энергетического и продовольственного кризисов, вызванных конфликтом.
Будем наедятся что, что Китаю удастся посадить за стол переговоров РФ и Украину и прекратить смерти граждан Украины.