Россия перенимает у Украины не только в преследовании инакомыслящих деятелей культуры, но и восприятие жителей Донбасса. Парадоксально, но в создании образа жителей «освобожденных территорий» (оккупированых территорий) российские журналисты – как официальные представители медиа, так и военкоры — продолжают ту традицию, изображения граждан ЛДНР, о которой мы рассказывали в статье «Мои бедные Чумазики» (https://liberal.com.ua/2022/08/08/my-poor-chumaziki/).
Еще до 24 февраля, в разгар эвакуации в Россию жителей Донецка показывали как толпу бесконечно алчущих льгот и других видов социальной помощи плохо одетых людей с нечленораздельной или, наоборот, чересчур официальной речью.
После 24 февраля и наступательных действий российской армии на юго-востоке Украины в репортажи федеральных телеканалов и, особенно, военкоров добавилось истеричности, которая, по мысли российских пропагандистов, должна была добавить эмпатии. Плачущие немолодые женщины и юные матери на фоне разрушенных домов, суровые мужчины в грязной одежде, цедящие себе под нос что-то вроде «Россия с нами». Апофеозом такого изображения жителей востока Украины можно считать знаменитую «бабушку со знаменем Победы». Этот сюжет о пожилой и не вполне адекватной женщине, вышедшей навстречу солдатам с красным флагом, сначала выложили в youtube солдаты ВСУ как присущую им шутку о «совках-маразматиках». Однако российские пропагандисты сделали из пожилой женщины символ «освобождения» по-путински.
Интересным представляется тот факт, что, надеемся, искренне сочувствующие мирным жителям ЛДНР и освобожденных территорий российские журналисты продолжают показывать их в достаточно унизительной колониальной манере.
Рыдающие старухи, демонстрация всевозможных физических и моральных увечий, сюсюкающий тон репортажей – все это вызывает у телезрителя вовсе не эмпатию, а раздражение. Нужно ли верить, например, репортажу, в котором вытащенные из-под завалов женщины горячо благодарят своих спасителей в российской форме? Благодарности верить можно, но сама ситуация заставляет зрителя задуматься о том, что радуются вытащенные из-под завалов жители не столько «приходу России», сколько спасению собственной жизни.
Особенно колониальными выглядят репортажи о налаживании жизни на «освобожденных территориях» — фальшиво-радостные голоса журналистов сообщают, что теперь, наконец-то жители «смогут читать Пушкина» и «учиться на родном языке», ведь от необходимости учиться на украинском и невозможности читать Пушкина школьники из Херсонской и Запорожской областей невероятно страдали. А уж как страдали их учителя! Такой взгляд на жителей представляется совершенно неадекватным с учётом того, что подавляющее большинство россиян не способно процитировать ни одного пушкинского четверостишия точно также, как большинство украинцев не смогут процитировать Шевченко. Да и с желанием учиться — хоть на родном языке, хоть на инопланетном одинаково не ладится ни в РФ, ни в Украине.
Со снисходительным отношением описывается и раздача гуманитарной помощи. Причем свойственно это не только самоназначенным военкорам, но и маститым журналистам и правозащитникам. Член совета по правам человека при президенте РФ, известнейшая журналистка Марина Ахмедова, работающая в Донбассе с 2014 года, организовала в Мариуполе пункт раздачи горячей еды. Отчитываясь перед своими донаторами, она пишет у себя в телеграм-канале: «провели очередное кормление» и выкладывает фотографии мариупольцев с подписями вроде «жители Мариуполя ждут кормление»/ «очередь на кормление». Трудно заподозрить такую известную журналистку в незнании русского языка и непонимании его нюансов, скорее, речь идет о многолетней привычке к расчеловечиванию жителей Донбасса. К этой же традиции относятся и многочисленные сообщения «военкоров» о спасении из-под завалов котиков, их кормлении и сбору для них гуманитарной помощи. Никто не говорит, что спасать и кормить обездоленных животных плохо, но все-таки о них и о людях лучше говорить с разной интонацией.
Жителям ЛДНР и других территорий, которые Россия сейчас присоединяет, стоит внимательнее смотреть и читать репортажи российских журналистов, иначе они рискуют сменить шило на мыло, т.е. оказаться в РФ точно также людьми второго сорта, как это было при условных бандеровцах. Только загонять их в социально-культурное гетто будут не агрессивными, а ложнодоброжелательными способами. Сперва. А дальше уже как пойдет.