Российский антивоенный роман ZOV /Рецензия/

Наши читатели из РФ прислали рецензию на якобы автобиографический роман ZOV от лица участника «СВО»

Культура – это и оружие и защита, причём это относится и к той её части, которая нелояльная властям. Например, американские хиппи заставили США выйти из вьетнамской войны, но через неполные десять лет порождённый ими культурный пласт стал визитной карточкой Америки, её хорошим лицом. В итоге это лицо обеспечило США победу в Холодной войне. Непонимание этого в постсоветских странах приводит к тому, что власти пытались загнать культуру в Прокрустово ложе стылого патриотизма и в результате свели её к противостоянию одинаково никому не интересных за пределами дискурса ура-патриотов и ура-антипатриотов. Вы видели сегодняшний фейс-ту-фейс Усика и Джошуа? Похоже, что британский боксёр даже немного растерялся, столкнувшись со шквальным патриотизмом команды Усика и смотрел на лагерь оппонентов, как на людоедов и бармалеев. Антипатриоты, по большому счёту, выглядят так же. А главное, и те, и другие выглядят крайне фальшиво. Наши читатели из РФ прислали рецензию на якобы автобиографический роман ZOV от лица участника «СВО», разочаровавшегося в российской армии и политике. Что ж, мы тоже ознакомились с романом и, в принципе, согласны, что из автора ZOV такой же российский солдат, как из Усика запорожский козак.

ZOV

В СМИ, признанных в России иноагентами, изо всех сил пиарят и распространяют рукопись российского контрактника Павла Филатьева под названием ZOV. В этом тексте 33-летний десантник рассказывает историю своего пребывания в Украине в феврале-марте 2022 года.

Итак, потомственный десантник Филатьев, намучившись на гражданке – образования нет, а приличной работы без него не найдешь – подписывает контракт на службу в российской армии. Особо воевать он при этом не собирается, да и служить хочет исключительно в городе Камышин, «где вырос, и где служил его отец». Однако министр Шойгу расформировывает полк и отправляет его в Феодосию. Там же приходится служить и Филатьеву. В Крым он попадает осенью 2021-го, в полку ему, мягко говоря, не нравится. Значительная часть 140-страничной рукописи посвящена неудовлетворительному, особенно по сравнению с первой и второй чеченской войнами, состоянию российской армии. 33-летний автор утверждает, что наблюдает за состоянием армии с 1993 года – то есть, с трех лет. Странно, что с такой наблюдательностью и способностью к анализу он не нашел себе иного – кроме службы по контракту – места в жизни. А может, кстати, и не странно.

Рукопись с зашкаливающим количеством нелепых орфографических ошибок (солдат же пишет!) представляет собой не столько живое свидетельство о войне, хоть автор и датирует отдельные фрагменты, сколько публицистическое размышление о развале российской армии, неправильности войны на Украине и тяготах жизни в России. «В тот момент и до сих пор внутри меня не прекращается внутренний диалог из коктейля совести, патриотизма и здравого смысла», — пишет автор, постоянно оговариваясь, что за создание и публикацию этого текста в России ему грозит опасность: «Сейчас я расскажу как видеть эту войну пришлось мне и как вообще на неё попал. Мне известно об ответственности за распространение информации о своей службе, но скрывать это, для меня означает продолжать увеличивать потери» (здесь и далее орфография и пунктуация в цитатах сохранены), — так он начинает текст. И вот так заканчивает: «Я понимаю что этот жест мира будет мне дорого стоить, но я не могу заткнуть свою совесть. Наверняка «справедливый» суд даст мне вплоть до пожизненного, расскажут что меня купили и я агент запада, но я не могу уже молча смотреть на это все. Мне не страшно было на войне в Украине, было бесконечно обидно от того что не могу ничего изменить. Но мне почему-то страшно публиковать этот текст в своей стране, озвучить то что думаю, ведь здесь больше нельзя говорить правду и то что думаешь, здесь нельзя отстаивать свои законные права, здесь можно лишь поехать умирать на войну ради так и не сформированных целей или выживая терпеть ради счастливого будущего страны, которое от нас постоянно, почему-то убегает все дальше и дальше».

Образ потомственного контрактника Павла Филатьева «Гв.мл.с-т. Филатьев 6 ДШР, 2 ДШБ, 56 ДШП,7 ВДД», как он представляется читателю, оказывается несколько карикатурным. Вот так, например, он рассуждает о женщинах-военнослужащих: «Продолжая тему, уже выскажусь и о том что я вообще против женщин в российской армии, либо пусть служат как в армии Израиля и США, т.е. на равне с мужчинами, либо вообще они там не нужны.Только в нашей армии женщины в подавляющем большинстве, служат как декорация, которых устраивают туда зачастую мужья и любовники, не считая единичных случаев фельдшеров рот, иногда реально пытающихся кому-то как то помочь, несмотря на маленькие полномочия. Про гражданские звания Генеральш, которые по званию и должности выше командиров полков вообще молчу, это надо было додуматься, нужно действительно не понимать и не ценить свою армию». А его оценка боевых действий и состояния российской армии кажется написанной под диктовку Алексея Арестовича: «Жаль что не пускают репортеров к нам на передовую, из-за чего вся страна не может полюбоваться на десантников заросших, не мытых, грязных, худых и озлобленных не понятно на что больше, на упрямых украинцев не желающих денацифицироваться, то ли на своё бездарное командование, не способных заняться их оснащением даже во время боевых действий». Да и весь текст, несмотря на ужасающие подробности положения российских солдат, выглядит слишком уж сконструированным: всё ровно так плохо, как только можно себе представить из репортажей СМИ, признанных в РФ иноагентами. И именно этот событийный ряд, размышления автора и его эмоции заставляют усомниться если не в подлинности существования гв.мл.с-т. Филатьева, то в подлинности его авторства. Тем более что такой пропагандистский опыт у российских медиадеятелей «либерального» плана уже есть: пару лет назад на всю Россию прогремела книга «Дни нашей жизни» Микиты Франко, рассказе мальчика из провинциального города, растущего в гей-семье. Трогательная, по всем канонам описания «благородных геев», противостоящих враждебному окружению, но нежных друг с другом и с воспитанником, оказалась вовсе не подлинной историей мальчика, скрывшегося за затейливым псевдонимом, а компилятивным трудом сорокалетней дамы. Надеемся, что с Филатьевым и его ZOVом все иначе, но как-то слишком уж похоже.

Добавить комментарий
ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon