Мрия или иллюзия?

Генеральный директор ГП «Антонов» Евгений Гаврилов заявил, что Украина достроит второй экземпляр АН-225 (Мрия). По словам руководителя киевского авиастроительного завода, второй экземпляр самого большого в истории авиации грузового самолета готов на 30%, и компания «Антонов» уже начала какую то работу направленную на «воскрешение» Мрии. Общая стоимость работ составляет около 500 миллионов Евро, а собрать деньги помогает международный аэропорт «Лейпциг», где в настоящее время базируются воздушный флот и сотрудники компании «Антонов» 

Чуть позднее в твиттере представители компании заявили, что Евгений Гаврилов допустил неточность: цифра в 30% означает, что сейчас есть около трети необходимых комплектующих, которые можно использовать для строительства второго образца, и что о полной стоимости работ говорить пока рано. В настоящее время ведутся только конструкторские работы. 

АН-225 или Мрия был самым крупным в истории авиации самолетом. В небо Мрия поднялась в 1988 году. Работы по строительству АН-225 велись на протяжении четырех лет. В строительстве самолета принимали участие восемь авиастроительных предприятий бывшего СССР, а основное предназначение этой модели самолета заключалась в перевозке космического корабля многоразового использования «Буран». Программа «Буран», как и СССР, а затем и сама концепция космических шатлов ушли в прошлое, а созданный под эту программу самый большой самолет достался в наследство киевскому авиазаводу, где его собирали. Космические корабли созданный самолет не возил и не использовался как первая ступень для старта Буранов. Ему нашли другое применение, и Мрия превратилась в гордость Украины, став кормилицей не только киевских политиков и пиарщиков, но вместе с ними авиастроителей. Именно действующий воздушный флот, выполняющий коммерческие грузовые перевозки, помогал до сегодняшнего дня существовать киевскому авиазаводу. А Мрия, слишком большая для выполнения реальных задач, стала его визитной карточкой.

По состоянию на 2017 год, флот компании «Авиалинии Антонова» составлял около десятка самолетов, среди которых большая часть была грузовыми бортами вроде АН-124 и АН-225. 

25 февраля 2022 года в аэропорту Гостомель крупнейший самолет в мире, доставшийся Украине в наследство от СССР, был уничтожен в ходе боевых действий. Почему руководство государственной авиакомпании не озаботилось эвакуацией уникального самолета, и насколько однозначна вина российских военных в этой истории — тайна покрытая мраком. 

Владимир Зеленский заявил, что «Россия уничтожила нашу Мрию». Люди, у которых «национальная гордость, доставшаяся в наследство» вызывала лишь ироничные чувства, вспомнили слова Владимира Путина касательно декоммунизации. 

Понимая как и какими силами с 1984 по 1988 год создавался этот самолет, можно понять, что даже имея 30% необходимых деталей и материалов, имея производственную площадку и необходимое финансирование, достроить второй экземпляр не так просто, или же вовсе невозможно. Вся бортовая электроника установленная на АН-225 в восьмидесятых годах прошлого века морально и технологически устарела, и такого уже никто и нигде не выпускает. Авиадвигатели для этого самолета может сделать только запорожский завод «Моторсич», состояние которого в настоящее время и будущее- не известны. 

Состояние киевского авиазавода и готовность его конструкторов и инженеров к созданию АН-225 остаются под большим вопросом, если учесть, что за последние десятилетие этот завод выпустил три самолета АН-148, которые проектировались и готовились к серийному выпуску с начала 90-х, и которые, опять таки, были выпущены благодаря совместной работе украинских и российских авиастроительных предприятий.      

Авиаконструктор АН-225 «Мрия» Анатолий Вовняненко обратился с открытым письмом в адрес президента Украины и министра обороны. Конструктор, принимавший непосредственное участие в строительстве и создании АН-225 призывает отказаться от строительства второй Мрии в пользу того, что Украине нужнее. Вовняненко акцентирует внимание на том факте, что за тридцать лет независимости Украины отечественные авиастроители не поставили ни одного самолета для украинской армии, хотя деньги и кредиты на поставку и производство трех единиц АН-178 освоены и выделены. 

В 2019 году глава МВД Украины Арсен Аваков заявил, что его ведомство заказало у ГП Антонов 13 самолетов АН-178. По состоянию на второе полугодие 2022 года не было выпущено ни одного самолета. 

Более того, открытыми остаются контракты ГП Антонов на производство АН-178 для заказчиков из Перу, Ирана и Китая. Власти Перу инициировали наложение штрафных санкций на украинских производителей самолета АН-178 для полиции этого государства. Украина в 2019 году обязалась выполнить данный контракт до осени 2021 года. С октября 2021 года на украинских поставщиков и производителей самолета были наложены штрафные санкции. 

Финансовое состояние государственного предприятия «ГП Антонов» до 2014 года было не в лучшем положении, а после отказа от российских комплектующих оказалось вовсе не способным выпустить действующие и уже готовые контракты. 

Исходя из перечисленных выше фактов совершенно очевидно, что положение, в котором находятся украинские авиастроители, не предполагает каких-либо прорывов, и в частности строительства Мрии 2. А цитируемые СМИ заявления руководителя предприятия — обыкновенный блеф, к которому давно пора привыкнуть.

ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon