Профсоюз начал с трёх заводов: один принадлежит General Motors, второй Ford и третий Stellantis. Массовые продолжительные забастовки могут нанести вред как экономике США, так и президенту Байдену.
Около 12 700 из 150 000 членов Объединения автомобильных рабочих объявили забастовку в пятницу. (Фото: Эван Кобб для The New York Times)
Работники автомобильной промышленности в пятницу прекратили работу на заводах трех автомобильных компаний Детройта, производящих некоторые из самых популярных автомобилей, что стало началом небольшой забастовки, которая может перерасти в затяжную, нанести ущерб экономике США и повлиять на президентские выборы 2024 года. Около 13 000 членов Объединения автомобильных рабочих на заводах в Огайо, Мичигане и Миссури рано утром в пятницу присоединились к тому, что профсоюз назвал точечной забастовкой, которая может распространиться на большее количество заводов, если их требования о повышении заработной платы до 40 процентов и других улучшениях для работников не будут выполнены. Четырехлетние контракты профсоюза с тремя автопроизводителями — General Motors, Ford Motor и Stellantis, которым принадлежат Chrysler, Jeep и Ram — истекли в четверг. И компании и профсоюз по-прежнему далеки от подписания нового договора. Президент U.A.W. Шон Фейн в четверг использовал достаточно резкие выражения, чтобы описать, почему члены его профсоюза объявили забастовку против всех трех автопроизводителей одновременно — чего профсоюз никогда не делал за свою почти 90-летнюю историю.
«Это определяющий момент для нашего поколения», — заявил в онлайн-видео г-н Фейн, первый лидер профсоюза, избранный непосредственно его членами. — «Деньги у них есть, дело наше — праведное, мир наблюдает и U.A.W. готов подняться».
Профсоюз и компании не вели переговоров в пятницу, но U.A.W. заявила, что планирует возобновить переговоры в субботу. В пятницу президент Байден направил двух высокопоставленных чиновников администрации в Детройт, чтобы побудить компании и профсоюзы достичь соглашения. На заводе Ford в Уэйне, штат Мичиган, к западу от Детройта, забастовщики размахивали плакатами, на одном из которых было написано: «Рекордные прибыли — Рекордный контракт» — и показывавали большой палец вверх сигналящим машинам. Металлический знак на сетчатом заборе гласил: «Иномарки запрещены». Протестующим была назначена шестичасовая смена в пикете. Если забастовка продолжится, их будут вызывать на одну смену в неделю. Хотя в первую очередь это битва между работниками автомобильной промышленности и автопроизводителями, конфликт может иметь далеко идущие последствия. Длительная забастовка сократит количество новых автомобилей, доступных для продажи, что может усилить инфляцию и заставить Федеральную резервную систему поддерживать высокие процентные ставки.
Президент U.A.W. Шон Фейн (в центре) на забастовке рано утром в пятницу на сборочном заводе Ford Motor в Уэйне, штат Мичиган. (Фото: Сидни Элледж для The New York Times)
Забастовка также ставит в затруднительное положение г-на Байдена, который призвал к росту доходов, но также должен помнить об экономических последствиях забастовки и своих усилий по продвижению электромобилей в качестве решение проблемы изменения климата. Выступая в Белом доме в пятницу, президент решительно поддержал профсоюз.
«За последнее десятилетие автомобильные компании получили рекордные прибыли, в том числе за последние несколько лет, благодаря исключительному мастерству и жертвам рабочих U.A.W.», — сказал он. — «Но эта рекордная прибыль не была разделена справедливо».
U.A.W. заявляет, что его требования к заработной плате примерно соответствуют увеличению вознаграждений топ-менеджеров Ford, G.M. и Stellantis. Повышение также призвано помочь компенсировать работникам потери из-за инфляции, а также большие уступки, которые профсоюз сделал автопроизводителям во время финансового кризиса 2007–2008 годов, когда G.M. и Chrysler были вынуждены провести реструктуризацию в суде по делам о банкротстве. Но руководители автомобильных компаний говорят, что они уже платят производственным работникам значительно больше, чем их конкуренты, такие как Tesla и Toyota, чьи американские работники не состоят в профсоюзах. Компании также утверждают, что такие большие повышения подорвут их усилия по разработке электромобилей, поскольку отрасль осуществляет трудный и дорогостоящий переход от легковых и грузовых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к электромобилям. Если бы профсоюзы получили все, о чем просили, «нам пришлось бы отменить нашу программу E.V. инвестиций», — сказал Джим Фарли, исполнительный директор Ford, в интервью в пятницу. Вместо этого Ford придется сконцентрироваться на больших внедорожниках и пикапах, которые приносят наибольшую прибыль, сказал он. Компания Ford, в которой работает наибольшее количество членов профсоюза, сообщила о прибыли во втором квартале в размере 1,9 миллиарда долларов, что соответствует 4 процентам ее продаж. Tesla за тот же период заработала 2,7 миллиарда долларов, что составляет около 11 процентов ее продаж.
Г-н Фарли пессимистично оценивал шансы на заключение контракта в ближайшее время. «Они не ведут переговоры добросовестно, так как предлагают сделки, которые, как они знают, остановят наше развитие», — сказал он. Решение г-на Фейна закрыть всего три завода является отходом от обычной практики профсоюза, который во время предыдущих забастовок обычно останавливал работу на всех заводах одного автопроизводителя. Остановив производство некоторых наиболее прибыльных автомобилей и позволяя большинству заводов продолжать работать, профсоюз надеется причинить боль автопроизводителям, одновременно сохраняя для большинства своих членов возможность продолжать получать зарплату. Однако профсоюзу может оказаться сложно ограничить ущерб, наносимый доходам его членов. Форд приказал работникам завода в Мичигане, которые не участвуют в забастовке, оставаться в пятницу дома из-за нехватки запчастей, вызванной забастовкой. GM заявила, что, вероятно, уволит 2000 рабочих на заводе в Канзасе на следующей неделе из-за нехватки деталей, производимых на заводе недалеко от Сент-Луиса, который бастует. В забастовке на заводах трёх компаний принимают участие менее 10 процентов из почти 150 000 членов U.A.W. Ограниченные забастовки могли бы позволить профсоюзу поддерживать давление дольше, медленнее расходуя свой забастовочный фонд в размере 825 миллионов долларов. Профсоюз будет платить бастующим работникам 500 долларов в неделю и покрывать их страховые взносы по медицинскому страхованию.
Автопроизводители получают рекордные прибыли «благодаря исключительному мастерству и жертвам рабочих U.A.W.», — заявил президент Байден в Белом доме в пятницу. (Фото: Анна Роуз Лейден для The New York Times)
Помимо завода Ford в Мичигане, на котором производятся пикапы Bronco и Ranger, а также завода GM в Венцвилле, штат Миссури, где производятся GMC Canyon и Chevrolet Colorado, рабочие остановили работу комплекса Stellantis в Толедо, штат Огайо, на котором производятся Jeep Gladiator и Jeep Wrangler. Если соглашение не будет достигнуто, ожидается, что в ближайшие недели профсоюз распространит акцию на другие заводы. Профсоюз также добивается корректировок прожиточного минимума для защиты работников в случае большой инфляции, хочет восстановить пенсии, от которых профсоюз согласился отказаться для новых работников во время финансового кризиса, улучшить льготы для пенсионеров и сократить продолжительность рабочего времени. Профсоюз также хочет ликвидировать систему заработной платы, которая предусматривает для новых сотрудников гораздо более низкую заработную плату, чем установленная U.A.W. оплата 32 доллара в час. По состоянию на пятницу прошлой недели компании предложили повысить заработную плату примерно на 14,5–20 процентов в течение четырех лет. Их предложения включают единовременные выплаты, которые помогут компенсировать последствия инфляции, а также изменения в политике, которые повысят заработную плату недавно принятым на работу и временным работникам, которые обычно зарабатывают примерно на треть меньше, чем старые члены профсоюза. В последнюю минуту пытаясь сохранить работоспособность сборочных линий, G.M. вечером в четверг предложила своим сотрудникам повышение на 20 процентов и заявила, что готова выплатить корректировки прожиточного минимума ветеранам труда. 20-процентное увеличение — это намного больше прибавок, которые сотрудники получали за десятилетия до этого. Но профсоюз отклонил это предложение, которое, по его словам, едва ли компенсирует инфляцию.
Работники автомобильной промышленности бастуют на заводе G.M. в Венцвилле, Миссури. (Фото: Нита Сатам для The New York Times)
Представители автопроизводителей раскритиковали тактику U.A.W., сосредоточив внимание на г-не Фейне, который стал президентом в марте и заявил о прекращении, по его словам, чрезмерно дружеских отношений между профсоюзными лидерами и руководителями автомобильных компаний. Он вступил в должность после того, как федеральное расследование коррупции привело к тюремному заключению двух бывших президентов U.A.W. Карлос Таварес, исполнительный директор Stellantis, назвал стратегию Фейна «позёрством». Г-н Фарли из Ford заявил, что обеим сторонам следует вести переговоры, а не «планировать забастовки и пиар-мероприятия». А Мэри Т. Барра, генеральный директор GM, заявил, что «каждые переговоры приобретают индивидуальность их лидера». Если рабочие автомобильной промышленности добьются успеха, они смогут вдохновить работников других отраслей. Профсоюзная активность растет: голливудские сценаристы и актеры бастуют уже несколько месяцев, а в августе сотрудники United Parcel Service добились самых больших прибавок за всю историю в рамках контракта, заключенного International Brotherhood of Teamsters. «Рабочие слишком долго подвергались давлению и теперь они понимают, что могут что-то с этим сделать», — сказал Миджин Ча, доцент Калифорнийского университета в Санта-Крус, изучающий взаимосвязь между интересами профсоюзов и борьбой с изменением климата. — «Люди видят, что есть путь к большей экономической безопасности и что вместе рабочие имеют власть». Поздно вечером в пятницу на митинге под открытым небом в центре Детройта, на котором присутствовало несколько сотен представителей U.A.W., г-н Фейн представил сенатора Берни Сандерса, независимого представителя от Вермонта, который сказал собравшимся: «Борьба, которую вы здесь ведете, касается не только достойной заработной платы, условий труда и пенсий в автомобильной промышленности. Это борьба с корпоративной жадностью».
Забастовки происходят в то время, когда автомобильное производство все еще восстанавливается после последствий пандемии, вызвавшей нехватку полупроводников и других компонентов. Цены на автомобили и время ожидания снизились, но запасы у дилеров остаются низкими, а длительная забастовка может в конечном итоге затруднить покупку популярных моделей американского производства. «Мы не возвращаемся к ускорению оборота», — сказал Уэс Лутц, владелец автосалона Extreme Dodge в Джексоне, штат Мичиган.
Уэс Лутц, владелец Extreme Dodge в Мичигане, сказал: «Мы не вернемся к ускорению оборота». (Фото: Бриттани Грисон для The New York Times)
Дефицит не всегда плох для автопроизводителей. Это позволило им получить более высокую прибыль во время пандемии. И это принесет пользу всем автопроизводителям, у которых возникли проблемы с поставкой некоторых моделей. Пэт Райан, исполнительный директор приложения для покупки автомобилей Co-Pilot, сказал, что у Stellantis есть запасы таких брендов, как Dodge и Chrysler, как минимум на 100 дней, и что забастовка может помочь компании распродать складские запасы многих дилеров. Тем не менее, если цены на популярные модели вырастут, это станет еще одним препятствием на пути Федеральной резервной системы к снижению инфляции и ещё одной политической ответственностью для г-на Байдена. Президент, который не играет официальной роли в переговорах, заявил в пятницу, что он был в контакте с лидерами профсоюзов и руководителями автомобильных компаний, а также отправил двух чиновников администрации в Детройт.
Репортаж предоставили Нил Э. Будетт, Дж. Эдвард Морено, Сантул Неркар и Жанна Смиалек. Джек Юинг пишет о бизнесе из Нью-Йорка, уделяя особое внимание автомобильной промышленности и переходу на электромобили. Большую часть своей карьеры он провел в Европе и является автором книги «Быстрее, выше, дальше», посвященной скандалу с выбросами Volkswagen.
Источник: https://www.nytimes.com/2023/09/15/business/uaw-strike-gm-ford-stellantis.html