Скажу сразу: нет, это чушь собачья. Это и не могло быть чем-то иным, разумеется, но в момент, когда я впервые увидел сообщения в сети, сердце замерло. Несколько лет я преподавал математические дисциплины в высшей школе, а в дальнейшем периодически набирал учеников в частном порядке. Я люблю возиться с ребятами и показывать им, как она устроена. Я всерьёз считаю математику чудом человеческого духа, и потому новость, что и до неё добрались какие-то безумные политические активисты, стала чем-то вроде холодного душа. А теперь расскажу, что там произошло на самом деле.
В середине февраля этого года некоторые близкие к Республиканской партии США комментаторы сообщили, что Департамент образования штата Орегон распространил среди школ методические указания, в которых требование от учеников правильных ответов в математических задачах было названо элементом расизма и практикой белого супрематизма (когда-то для респектабельности так называли себя банальные расисты из Ку-Клукс-Клана и подобных организаций). Вместо математики якобы предлагалось преподавать некую «этноматематику» — исторические системы счёта индейских и африканских племён. Очевидно, полноты образования от этой этноматематики ожидать не приходилось. История дошла до канала Fox, главного консервативного рупора в США, и это вызвало бурю обсуждений.
Тут нужно понимать, что штат Орегон и его столица Портленд являются вотчиной Демократической партии. Резко антитрамповски настроенный, в прошлом году Портленд особенно отметился как центр выступлений движения БЛМ. Таким образом, всё плохое, что можно сказать о властях штата (а с недавних пор и его жителях), FOX скажет, покажет и приукрасит. Вот и в этот раз канал не упустил случая.
В действительности никакого обязательного требования к школам выдвинуто не было, никакой радикальной реформы на этот раз не произошло. Департамент образования в своём регулярном бюллетене, среди прочих новостей, сообщил, что неправительственная организация Equitable math («Беспристрастная математика») equitablemath.org, предлагает для учителей созданный в коллаборации с другими неправительственными организациями курс по лучшим практикам в преподавании математики чернокожим и испаноязычным ученикам 6-8-х классов. Данный курс основан на опыте работы составителей и нацелен, в первую очередь, на устранение травматичности сложившегося подхода к преподаванию математики для этой категории детей. Методические материалы к курсу действительно содержат броские заголовки о расизме в преподавании математике. Но если присмотреться, то становится понятно, что это не более чем оттенок юмора. Совершенно в стиле жевательной резинки «Love is…», раздел документа может начинаться словами «Культура белого превосходства в школе проявляется, когда… учеников натаскивают на примеры вместо объяснения концепций и идей». Однако в пояснениях высказаны вполне разумные мысли. В разделе, который был подан консервативными ресурсами, как отказ от необходимости правильных ответов, на деле говорится, что при работе с такими учениками не следует зацикливаться на письменной форме ответа. Если ребёнок готов ответить при помощи презентации, самостоятельно изготовленного видеоролика или даже песни, это нужно поощрять. Лишь бы не замыкался в себе. Если честно, увязывание некоторых предлагаемых практик с борьбой против расизма кажется мне натяжкой. В наших широтах они тоже могли бы быть полезны.
Кстати, о наших широтах. Когда сообщение FОХ дошло до русскоязычной среды, основная тональность реакции была просто безобразной. Тот самый белый супрематизм во всей «красе», причём не только на обывательском уровне. И если в Украине официальные лица уже научились удерживаться от комментариев в отношении происходящего в США, то их российские коллеги ни в чём себе не отказывают. Например, действительный член Совета Федерации (также известный, как журналист) Алексей Пушков у себя в Телеграме высказался об «антирасистском помешательстве, которе охватило Америку» и выдал уморительную (для Алексея Пушкова) шутку о том, что теперь в Штатах таблица умножения более неактуальна. По-моему, эти фантазии, скорее, некрасиво показывают самого сенатора и его благодарную аудиторию. В общем, местная реакция парадоксальным образом свидетельствует о том, что тема борьбы с расизмом действительно актуальна.
По тому, что я написал, может сложиться впечатление, будто я всецело поддерживаю предлагаемый подход к обучению математике. Неверно. Я ни в коем случае не хотел бы, чтобы мой ребёнок обучался в классе, где внедрена упомянутая программа! Дело в том, что сама суть предлагаемого подхода заключается в том, чтобы убрать стресс от обучения, не допустить травму и так травмированных своим имущественным и расовым положением детей. Но обучение и должно быть, хоть и контролируемым, но стрессом.
Одна из авторов курса, Дени Уодлингтон, судя по всему, замечательная личность. Она магистр по преподаванию математики и профессионально танцует африканские танцы. Она использует музыкальные ритмы и групповые танцевальные практики в своих уроках для того, чтобы вовлечь учеников в процесс. Думаю, детям весело и приятно на её занятиях. При этом Дэни оспаривает такие элементы учёбы, как индивидуальное усилие, соревновательность, путь высших достижений. После такого курса, как мне кажется, ученик сохранит самые тёплые воспоминания об учёбе, но хороших знаний именно математики у него не будет. Он никогда не поступит в MIT, не выиграет олимпиаду, не получит серьёзную работу, в которой блестящее знание математики является условием необходимым. Повсеместное внедрение подобного курса заставит родителей влезать в долги, но нанимать репетиторов, если они хотят достойного будущего своим детям. Разумеется, похожие соображения вызвали критику и от чёрных лидеров мнений, например преподавателя Колумбийского университета и редактора журнала «The Atlantic» Джона Маквортера.Идейным вдохновителем курса стала Рошель Гутьерес , которая ставит во главу угла эмоции небелых учеников и их ощущение несправедливости существующей системы. В качестве средства борьбы с этой несправедливостью Гутьерес предлагает изменить программу курса так, чтобы в нём были равномерно представлены люди всех цветов и народов. Но это уже противоречит истине, то есть, самой сути математики.
История математики действительно отражает подъёмы одних гегемоний и замену их другими. Эллинистическая Ойкумена передала эстафету Риму. Восточная римская империя пронесла научное наследие через тёмные века Европы. После превращения Византии в исламский Восток, математическая наука испытала качественный переход. Само название «алгебра» — арабское. Когда Европа вновь перехватила (да, кровью и порохом!) статус мировой гегемонии, в математике стали появляться французские, немецкие, английские и русские имена. Ещё каких-то тридцать лет назад китайцев изображали лишёнными воображения имитаторами, а сейчас западные учёные даже не сразу могут вполне осознать их открытия. Значит ли это, что математика «служит войне и капитализму», и становится «пропуском в белую расу», как об этом пишет Гутьерес? Нет, это значит, что истина существует вне зависимости от цвета кожи, но для её нахождения нужно прилагать огромные усилия.
Математика построена на исходных неопределённых понятиях и идеях, которые называются аксиомами. Однако всё остальное её здание создано на логически непротиворечивом осмыслении этих аксиом. Так же и современный мир, со всеми оговорками, построен на идее, что каждый человек свободен стремиться к счастью и это его неотъемлемое право. Тут важны все слова до единого. В рамках этой аксиоматики одинаково ложно такое мракобесие, как расизм, так и мысль, что возможна награда без усилий. Свобода плюс деятельное стремление равно счастье, и это и есть истина.