Почему космополитизм — это не стыдно?

С выхода сериала «Секс в большом городе» прошло уже двадцать лет. Просматривая его сейчас, уже непросто понять, что же тогда вызывало негодование традиционалистов и ханжей. Ну да, женщины, оказывается, могут строить жизнь исходя из своих интересов, включая карьеру, планирование семьи, отношения и секс. Сейчас даже в наших широтах сериал воспринимается как милый ситком о старых добрых временах, а не как ужасная угроза общественной нравственности. Что характерно, всерьёз возвращаться к нравственной повестке «старых добрых времён» желающих осталось не так уж и много. Большинству бы тогдашняя (господи, это же было вчера!) обстановка показалась бы несколько душной.

Пожалуй, по нынешним временам самым неприличным пристрастием героинь сериала можно назвать коктейль «Космополитэн». Дело вовсе не в смешивании водки с цитрусовым ликёром, а сугубо в названии напитка. Вне иронии, «космополитом» сейчас бы не решился назвать себя ни один сколько-нибудь заметный общественно-политический деятель. Это удручает, ведь космополитизм это древняя и благородная идея.

Насколько нам известно, впервые гражданином мира назвал себя Диоген Синопский. У философа был нелёгкий характер и, скорее всего, он сознательно дерзил согражданам, которые спрашивали его о принадлежности. Вопросы такого типа («чей Крым?») неизменно задаются с выпяченный нижней челюстью и колючим взглядом из-под низких надбровных дуг. Цель подобных вопросов обычно заключается в том, чтобы выбить из вопрошаемого поддержку какой-то спущенной сверху идеи, особенно если эта идея пошла, аморальна и за неё нет рациональной аргументации. Самоопределение в качестве космополита часто возникает в результате отказа поддаваться на шантаж.

В дальнейшем понятие было развито стоиками, включая императора-философа Марка Аврелия. Космополис, то есть Город-Вселенная, принадлежит каждому, кто достаточно развит умственно, морально и духовно для того, чтобы в него войти. Вне зависимости от происхождения, мудрому афинянину бесконечно ближе и понятней мотивация такого же мудрого перса или сиракузца, чем согражданин с узеньким кругозором.

Поскольку умные и добродетельные рождаются во всех странах, то космополит везде найдёт дом, в котором ему будут рады. Мудрость позволит ему узнать своих, и сам он примет такого же гостя. При этом стоики учили, что космополит не должен становиться безучастным наблюдателем. Его действительно заботит благо людей, которых он также не разделяет по происхождению или языку. В гражданине мира должно присутствовать не только принятие различий, но и любовь к людям. Нетрудно заметить, что космополитичная идея нашла своё выражение, в том числе, и в идее христианского рая — в Царстве Божием «нет ни эллина, ни иудея».

Как же получилось, что столь достойное звание превратилось в ругательство? В русскоязычной среде это отчасти вызвано ещё сталинской кампанией против «безродных космополитов» (так называли евреев, которые собирались уехать из СССР на вновь обретённую родину, Израиль). Впрочем, в других государствах правительствам тоже невыгодно, чтобы подданные стремились выйти за рамки навязанного патриотизма. При этом, ещё Бертран Рассел показал, что правящая элита всех стран по своей сути космополитична. Он имел в виду их вызванную высоким уровнем потребления свободу от предрассудков и способность путешествовать. Кстати, ничто так не способствует развитию чувства общности с человечеством, как путешествие. Возможно, это объясняет известный феномен, что в аэропортах люди в среднем более симпатичны, чем на вокзалах. Нам нравятся ясные глаза и открытые лица.

Этот текст был написан ради того, чтобы деконструировать негативные коннотации со словом «космополит». Раз уж мы придерживаемся либеральных ценностей, то рано или поздно нас попытаются так обозвать. Что ж, спасибо. За нами Диоген и Иисус Христос, а за ними что? Желание запретить «Секс в большом городе»? Так поздно уже.

https://liberal.com.ua/
Добавить комментарий
ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon