Кто это построил? Стратегия противодействия США Китаю и его инфраструктурным проектам

Влиятельный американский think-tank «Совет по международным отношениям» (CFR) опубликовал предложение по стратегии противодействия Китаю, основанной на защите трудовых прав работников, задействованных в его проектах. Учитывая количество и масштаб упомянутых в тексте исследований, нет сомнения, что подробный и всеобъемлющий анализ также был проведен, как и сформированы конкретные предложения. В тексте почти нет ритуальных заявлений об абстрактных правах и общечеловеческих ценностях (их добавят политики и СМИ), он перечисляет противоречия, на которых могла бы сыграть американское государство для подрыва китайских инициатив. Учитывая явные попытки нынешней украинской администрации Зеленского включиться в китайские проекты, внутри нашей страны можно ожидать удивительной смены риторики в исполнении групп и СМИ, которые традиционно связывают с условным американским посольством. Люди, которые последние десятилетия агитировали за ослабление регуляций для бизнеса, внезапно могут заговорить о правах трудящихся. Что не удивит, так это если момент упустят наши собственные левые, хотя им сам Бог велел оседлать возможный поворот дискурса. Впрочем, мы не будем забегать вперёд, а пока просто предоставим перевод для всех заинтересованных.

Инициатива «Один пояс — один путь» (ОПОП) это масштабный инфраструктурный проект, которым Китай хочет привязать своих торговых партнеров и распространить своё политическое влияние. В рамках ОПОП в Азии, Африке и Европе строятся сотни мостов, железные и шоссейные дороги, порты и электростанции. Это потребовало привлечения больших объемов труда. Права рабочих, задействованных реализующими эти проекты компаниями, как и происхождение трудового ресурса, стали предметом исследования для вновь созданной рабочей группы CFR. В отчёте по результатам исследования группа выдвинула предположение, что Соединенным Штатам следует выработать более настойчивый ответ на инфраструктурные инициативы Китая, а одним из компонентов такого ответа должна стать попытка улучшить условия труда для работников ОПОП. Кроме того, особенное внимание должно быть уделено проблематике увеличения занятости и передаче ценных навыков для местных работников в вовлеченных государствах.

Использование китайского труда в проектах ОПОП давно стало камнем преткновения в странах, где он реализуется. Обычно местная власть стремится увеличить пропорцию местных сотрудников для того, чтобы увеличить долю прибыли своего государства и обеспечить передачу навыков. В то же время, китайские фирмы стремятся сократить затраты на труд и при этом потрафить политическим интересам Пекина. Это часто оборачивается использованием труда привозных работников из Китая. Так, сообщается, что железные дороги в Лаосе и трубопроводы в Мьянме строились с полным преобладанием китайской рабочей силы. В 2019 было официально известно об одном миллионе занятых вне страны китайских работников. При этом огромное множество китайских граждан работает за рубежом, находясь там по туристическим визам или каким-то иным неофициальным способом. Учитывая общую непрозрачность всего, что связано с ОПОП, в полной мере степень задействования рабочей силы из Китая неизвестна, и может зависеть от конкретного проекта.

Есть разные причины, по которым могут привлекаться трудовые ресурсы из Китая. В случае с высококвалифицированными позициями, китайские фирмы могут считать, что местный рынок труда не в состоянии удовлетворить их требования по квалификации либо цене сотрудников. Также ввоз работников с родины помогает китайским фирмам обходить местное трудовое законодательство, ведь во многих странах в случае трудовых споров предпочтение отдается своим гражданам. Также встречаются заявления, что китайские сотрудники более продуктивны чем местные. К примеру, президент строительной палаты Шри-Ланки сказал, что производительность труда китайских работников в четыре раза выше, чем у ланкийцев.

Инициатива «Один пояс — один путь» (ОПОП) это масштабный инфраструктурный проект, которым Китай хочет привязать своих торговых партнеров и распространить своё политическое влияние. В рамках ОПОП в Азии, Африке и Европе строятся сотни мостов, железные и шоссейные дороги, порты и электростанции. Это потребовало привлечения больших объемов труда. Права рабочих, задействованных реализующими эти проекты компаниями, как и происхождение трудового ресурса, стали предметом исследования для вновь созданной рабочей группы CFR. В отчёте по результатам исследования группа выдвинула предположение, что Соединенным Штатам следует выработать более настойчивый ответ на инфраструктурные инициативы Китая, а одним из компонентов такого ответа должна стать попытка улучшить условия труда для работников ОПОП. Кроме того, особенное внимание должно быть уделено проблематике увеличения занятости и передаче ценных навыков для местных работников в вовлеченных государствах.

Использование китайского труда в проектах ОПОП давно стало камнем преткновения в странах, где он реализуется. Обычно местная власть стремится увеличить пропорцию местных сотрудников для того, чтобы увеличить долю прибыли своего государства и обеспечить передачу навыков. В то же время, китайские фирмы стремятся сократить затраты на труд и при этом потрафить политическим интересам Пекина. Это часто оборачивается использованием труда привозных работников из Китая. Так, сообщается, что железные дороги в Лаосе и трубопроводы в Мьянме строились с полным преобладанием китайской рабочей силы. В 2019 было официально известно об одном миллионе занятых вне страны китайских работников. При этом огромное множество китайских граждан работает за рубежом, находясь там по туристическим визам или каким-то иным неофициальным способом. Учитывая общую непрозрачность всего, что связано с ОПОП, в полной мере степень задействования рабочей силы из Китая неизвестна, и может зависеть от конкретного проекта.

Есть разные причины, по которым могут привлекаться трудовые ресурсы из Китая. В случае с высококвалифицированными позициями, китайские фирмы могут считать, что местный рынок труда не в состоянии удовлетворить их требования по квалификации либо цене сотрудников. Также ввоз работников с родины помогает китайским фирмам обходить местное трудовое законодательство, ведь во многих странах в случае трудовых споров предпочтение отдается своим гражданам. Также встречаются заявления, что китайские сотрудники более продуктивны чем местные. К примеру, президент строительной палаты Шри-Ланки сказал, что производительность труда китайских работников в четыре раза выше, чем у ланкийцев.

Пекин жёстко требует соблюдения дедлайнов в политически значимых инвестициях, поэтому нередко китайская рабочая сила в полной мере задействуется ближе к концу проекта.

Что касается низкоквалифицированных позиций, смысл в импорте китайских работников, во многом, заключается в их незащищённости. Известно о таких практиках, как изъятие паспортов, задержка выплат, удержание в принадлежащем компаниям жилье. Это снижает риск проявления недовольства работников. Нечистоплотные трудовые агентства в Китае часто водят в заблуждение о относительно условий труда и размеров оплаты. Многие из работников не имеют возможности вернуться домой самостоятельно. Исследование, проведенное среди китайских строителей в Камбодже выявило, что 57% из них сдали паспорта своим нанимателям. Хотя трудовые практики могут различаться, значительная доля привозных китайских работников подвержена таким условиям труда, которые нарушают внутренние китайские законы.

Китайским работником не достаёт многих гражданских инструментов защиты своих прав. Согласно отчёту Государственного Департамента, китайские посольства много раз оставались безучастными к жалобам от рабочих их из Китая. В одном случае с Лаосом, испытывающие финансовые затруднения фирмы привлеки китайских рабочих, чтобы заместить лаосцев, которые протестовали против задержки зарплаты. Когда уже китайские рабочие попытались обратиться в местное СМИ на китайском языке, чтобы осветить проблемы на предприятии, посольство Китая предотвратило эти публикации. Когда в результате этих действий состоялся протест, рабочих просто депортировали обратно в Китай.

Предпочтение для китайских работников (либо такое восприятие на местах) вызывает разочарование среди народов и их лидеров, что иногда приводило к антикитайским протестам. Местные оппозиционные элиты, играя она ксенофобии и неуверенности населения в завтрашнем дне, используют это в своих внутренних конфликтах и критикуют соглашения между Китаем и своими политическими соперниками. Подобного рода напряжение приводит к законодательным ограничениям в местах вроде Индонезии, а также к нападениям на китайских работников. По меньшей мере, 619 таких работников было убито за десять лет между 2006 и 2016 годом, сообщает Американский Институт Мира.
Использование китайских работников — это не единственная стратегия, к которые прибегают фирмы для сокращения издержек. В греческом порту Пирея, одном из ключевых проектов ОПОП, китайские инвесторы начали ввозить китайскую рабочую силу для того, чтобы не вступать в переговоры с профсоюзом докеров. Последовавшие забастовки и антикитайские протесты привели к тому, что вместо китайцев фирмы стали ввозить работников из восточноевропейских стран.

В других случаях китайские фирмы с удовольствием полагались на местную рабочую силу. К примеру, в Камбодже проекты ОПОП создали примерно 20000 рабочих мест. Однако это, в основном, рабочие места с низкой квалификацией, что снижает возможности для передачи навыков и умений. Так, исследование 2019 года показывает, что китайские фирмы в Анголе и Эфиопии заполнили местными работниками практически все низовые позиции, а большая часть высококвалифицированных мест, как и управленческие должности, сохранялись для китайцев. Исследование 2015 обнаружило, что в Африке телекоммуникационные компании вроде Huawei и ZTE имеют минимальную долю местных сотрудников. При этом, в горно-рудной, текстильной и сельскохозяйственной сферах местные составляют 99% рабочей силы. Аналогично, в Кыргызстане: китайская энергетическая компания полагается исключительно на китайских работников, а фирмы, вовлеченные в другие инфраструктурные проекты вроде железнодорожного строительства, половину штата укомплектовали киргизами.

Сейчас, когда Соединенные Штаты формируют ответ на вызов Китая, они должны уделить особое внимание этим трудовым практикам. Массированное использование привозной рабочей силы и слабая передача навыков местным сотрудникам угрожают подорвать позитивные эффекты для стран Одного Пояса.

Также данная политика снижает способность американских фирм к конкуренции на этих рынках, поскольку они лишены такого же источника дешёвой рабочей силы. Хорошим шагом стало бы поощрение стран-реципиентов требовать от Китая увеличения как доли местных сотрудников, так и уровня передачи навыков. В тоже время, Соединённые Штаты должны бороться за повышение защищенности труда для иностранных работников. Наряду с этим, Соединённые Штаты могли бы оказывать давление на Китай с целью повышения трудовых стандартов его собственных работников внутри страны.

Пекину хорошо известно, что жестокая эксплуатация китайских работников за рубежом вызывает серьезные репутационные издержки. Официальные власти уже издали ряд предписаний, требующих от фирм повышать грамотность китайских сотрудников об их трудовых правах, а также уделять большее внимание обеспечению безопасности труда. Широкое освещение нарушений прав рабочих и давление на Китай с целью ужесточения законодательства в интересах трудящихся могли бы стать важной составляющей в повышении гуманитарной пользы от проектов Одного Пояса.

  1. https://www.cfr.org/blog/who-built-labor-and-belt-and-road-initiative
Добавить комментарий
ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon