Здесь не говорят, здесь бьют

В обществе деиерархизированной культуры, где ремесленные навыки и профессиональное лицензирование уступают личности артиста, а каналы распространения информации больше не зависят от позиционирования того или иного продукта и выступают самоценными системами, предсказуемо деиерархизируется и спорт.

С одной стороны, смешение правил и стилей делает состязания зрелищнее и интереснее, вспомним хотя бы вечный школьный вопрос: кто сильнее боксер или борец? С другой – перестает зависеть от бюрократической лестницы, характерной для «традиционных» видов с их обязательными профессиональными ступенями и званиями, обойти которые можно только если занимаешься выбранным видом с детства.

Однако современный спортсмен уже совсем другой человек – его медийная привлекательность зачастую куда интереснее и важнее, чем спортивные навыки. 10-секундный бой великого боксера не оправдывает ни зрительских, ни рекламных ожиданий. В то время как бой, где преимущество не ясно до последних секунд, будет крупной удачей.

К тому же современному спортсмену недостаточно быть просто олицетворением силы, мужества и красоты. Ему необходимо быть носителем какой-то идеи, образа, быть представителем определенной общественной группы. Быть образцом достижения жизненного успеха. И это очень интересный момент: если раньше спортсмен вынужден был являть собой национального героя, прорвавшегося к победе сквозь тяжелейший труд и испытания и принесший славу своей стране, то нынешний – должен демонстрировать не столько тяжкий труд, сколько личные качества и образ жизни в целом, который позволяет достичь жизненного успеха не только на спортивном, но и на любом другом поприще – политическом, творческом, семейном. Меняется сама спортивная мифология, и интерес к олимпиадному спорту высших достижений, с которым как бы все понятно, как ни крути гимнастическими лентами, сменяется увлечением куда более драматическими перипетиями, скажем, районного чемпионата по футболу или школьному хоккею. Централизованные спортивные соревнования высокого уровня оказываются слишком дистиллированными, чтобы быть интересными, а спортсмены – слишком профессионально подготовленными – и в физическом, и в имиджевом смысле, чтобы зритель и болельщик мог отождествлять с ним себя.

Чемпионаты по смешанным боевым искусствам (ММА) в этом смысле являются крайне удачным примером слияния спортивных надежд и амбиций их участников, зрелищности для публики, свободе распространения, о чем свидетельствует и показатели продаж платных трансляций боев, освещение в СМИ, рост числа занимающихся и увеличение продаж инвентаря для занятий ММА.

В принципе, любая компания где-то чем-то занимавшихся подростков может снять зал и постримить собственные драки в эфире, создав тем самым собственную ассоциацию, которая при желании может выйти и на международный уровень, создав сеть таких же клубов подростков.

И в этом смысле современные ММА созвучны с рэп-баттлами, только вместо заковыристых оскорблений здесь разбираются кулаками, подсечками и захватами.
Неслучайно, рэп и ММА существуют как бы рука об руку – постоянные конфликты (Хабиб против ТИмати, например) или коллаборации (контракт Моргенштерна с Hardcore FC — да-да, он хочет попробовать себя ещё и в таком амплуа!) между представителями этих сфер подчеркивает их не только технически-зрелищное, но и духовное родство. Крепкие и ловкие языкастые парни из низов, заработавшие своими умениями кучу денег и поклонников – что может быть более опасным для донельзя бюрократизированных и лицемерных официальных структур, где великие спортсмены вроде Виталия Кличко или российской гимнастки Алины Кабаевой превращаются в посмешище, обретя должности, не соответствующие их способностям и компетенциям? И хотя ММА зачастую называют «боями без правил», как раз их участники очень хорошо представляют себе правила и умеют их соблюдать в свою пользу, вопрос только в том, смогут ли они соблюдать их в пользу общества, а не разжигания, хайпа и личного обогащения.

Добавить комментарий
ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon