Эпидемия ковида отодвинула на задний план скандальные разоблачения сексуальных харассеров и абьюзеров, сделанные в рамках «новой этики» и «культуры отмены».
Однако это вовсе не означает ситуативности борьбы в с разными формами унижения человека, наоборот – как только утих шум от разоблачения медийных персон вроде Харви Вайнштейна или впоследствии оправданного Кевина Спейси, появилась возможность серьезного разговора о том, что же такое «новая этика» и зачем она нужна вообще. Разговора, не отягощенного обаянием личности того или иного фигуранта, а также размышлениями о миллионных и карьерных благах, которые получили жертвы в результате домогательств.
Отрешимся от проблем богатых и знаменитых заокеанских сексоголиков и попробуем рассмотреть «новую этику» в нашем, постсоветском контексте.
Какими бы словами противники «новой этики» ни пытались убеждать в неприкосновенности частной, особенно сексуальной жизни любого человека, «новая этика» — это борьба не только и не столько с сексуальными домогательствами. Секс-скандалы – лишь крайняя и наиболее возбуждающая публику форма насилия и эксплуатации человеческих чувств, против которых и направлена «новая этика».
Насилие и эксплуатация куда более многогранны, чем сексуальные домогательства. Это и любое нарушение личных границ, и буллинг в коллективе, быту и интернете, и принуждение к сделкам с совестью во имя неких «высших интересов», на деле являющихся лишь частным интересом манипулятора.
Сколько людей вынуждены соглашаться с частичным, но ощутимым нарушением своих прав, например, получая «серую» или вообще «черную» зарплату? Любой работодатель, предлагающий подобные варианты нарушает не только закон, но и этические нормы, ведь апеллирует он в первую очередь к страху и «совести» будущего сотрудника: не согласишься, мы не вообще не сможем платить и ты останешься без работы, согласишься, но обнародуешь условия работы, а в случае каких-то проблем подашь в суд – будешь предателем и сволочью.
Не меньшей формой насилия является и так называемый «абьюз доброты», когда лучшие побуждения человека используются против него же. Всем известны добрые пристройщики диких приютских животных. Эксплуатируя чувства доброты, сострадания и любви ко всему живому, они втюхивают неспособных к адаптации в быту кошек и собак, создавая серьезные проблемы в жизни и вызывая чувство вины у поведшихся на умильную мордочку граждан. Отказ же от взятого животного приводит к реальной травле незадачливого хозяина в соцсетях.
Можно бесконечно перечислять примеры неэтичного поведения людей по отношению друг к другу в разных ситуациях и в разных сферах жизни. Отрегулировать законодательно их невозможно, именно в силу их разнообразия, и вот тогда на помощь приходит именно «новая этика».
Ведь основная ее задача – положить конец перекладыванию моральной или иной ответственности на жертву или обманутого участника ситуации. В современном мире, где разнообразные этические, поведенческие, иронические и ритуальные системы сосуществует одномоментно, человеку нужно научиться заявлять о своем несогласии с травмирующей его ситуацией или хотя бы о непонимании того, что именно и в какой форме ему предлагают. И не чувствовать себя при этом ни идиотом, ни сволочью. И именно такой подход предлагает «новая этика»: стыдно должно быть тому, кто делает, а не тому, кто об этом заявляет.