Каким был бы мир, если бы каждому из нас расписали индивидуальный план питания? (перевод)

Человечество всегда фантазировало и будет фантазировать о будущем, пытаясь предугадать, каким будет наше «завтра». Технологии, развивающиеся с огромной скоростью, влияют на все сферы нашей жизни — включая сексуальное и пищевое поведение. Вашему вниманию предлагаем перевод статьи-фантазии «Что если бы у каждого из нас была персонализированная диета?» журнала The Economist.

Примечание редактора. В нынешнем году в нашем ежегодном сборнике сценариев «Что если?» рассматривается будущее здоровья человечества. Каждая из этих историй является выдумкой, но основана на исторических фактах, текущих предположениях и реальной науке. Они не представляют единого повествования, но устанавливают различные возможные варианты будущего.

«Да пища будет твоим лекарством, а лекарство — твоей пищей». Этот завет Гиппократа, определившего принципы медицины в Древней Греции, написанный красочными голографическими буквами, нависает над главной сценой Всемирного экономического форума в Давосе. Центральная тема года — как сделать персонализированное питание более доступным для тех, кто не может его себе позволить. Должны ли метабо-часы, имплантаты и другие трекеры персонального питания стать бесплатными для всех (как сейчас в некоторых Скандинавских странах), почему персонализированное питание полезно для бизнеса и постоянные споры о том, как правительства могут наилучшим образом регулировать корпоративное использование персональных данных потребителей — главные вопросы, которые здесь и сейчас обсуждают сильные мира сего. Существует
консенсус в отношении того, что спрос на персонализированные диеты сделал многое для пропаганды здорового и экологически чистого питания за последнее десятилетие. В 2031 году доля страдающих ожирением американцев упала впервые за более чем 20 лет, а уровень заболеваемости диабетом всего лишь за три года упал на рекордных 22%. Европейцы тоже становятся стройнее и здоровее.

Но прогресс идёт медленнее, чем ожидалось, и на развивающихся рынках ожирение продолжает расти, сдерживая экономическое развитие. Экологически устойчивое питание, хотя и становится все более популярным в богатых странах, все еще не достигло цели «здорового питания на планете», поставленной учеными в 2019 году в медицинском журнале Lancet. Цель, которую обязались поддерживать крупные производители продуктов питания и многие другие компании, призывает к сокращению мирового потребления красного мяса и сахара на 50% и удвоению потребления орехов, фруктов, овощей и бобовых в период с 2020 по 2050 год. То, что диета — лучший способ стимулировать спрос на здоровые и экологически чистые продукты, стало ясно в середине 2020-х годов. Десятилетием ранее ученые начали выяснять, почему единые диетические рекомендации в виде пищевых пирамид и информация о вреде сахара, жиров и т. д, не влияют на ситуацию с диабетом, ожирением и другими заболеваниями, вызванными плохим рационом. Причудливые диеты с запоминающимися названиями, такими как Кето или Палео, работали для некоторых, но были бесполезны для многих, если не для большинства людей, которые их пробовали. А тем, кому, все таки, удалось на них похудеть, часто было трудно придерживаться нового рациона в дальнейшем.

Диеты, которые приходили и уходили до 2020-х годов, требовали твердой силы воли и тщательного планирования. Однако самой большой проблемой было то, что они не принимали во внимание факт, что организм разных людей по-разному реагирует на одни и те же продукты питания. К концу 2010-х годов все большее количество научных исследований показывали, что еда, которая была полезной для одного человека, становится причиной диабета, ожирения или сердечно-сосудистых заболеваний для другого.

Оказалось, что даже одна и та же еда, съеденная одним и тем же человеком в разное время суток, может усваиваться более или менее здоровым образом, в зависимости от того, как он ест, спит и занимается ли физическими нагрузками. Самым важным открытием стала роль микробиома, колонии 100 трлн микробов, обитающих в кишечнике человека.

Оказалось, что микробиом — это фабрика, превращающая пищу как в вещества, необходимые организму для функционирования, так и в вещества, ухудшающие здоровье. И микробиом каждого человека уникален.

Вехой в идее персонализированного питания стало исследование, опубликованное в 2015 году исследователями из Института Вейцмана в Израиле. Ученые разработали алгоритм, основанный на искусственном интеллекте, который мог точно предсказать реакцию человека на любую полученную пищу, измеренную путем непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови с помощью небольшого устройства, прикрепленного к плечу. Скачки уровня глюкозы в крови после еды являются известными маркерами увеличения веса и целого ряда метаболических нарушений. В алгоритме использовались данные об образе жизни, истории болезни и составе микробиома. Спустя три года ученые из Америки, Великобритании и Германии повторили работу израильской команды, и началась новая эра бизнеса персонализированного питания. В начале 2020-х годов количество стартапов, предлагающих индивидуальные советы по питанию с помощью алгоритмов, резко возросло. Некоторые использовали отправленные по почте образцы биологических жидкостей или устройства непрерывного мониторинга для отслеживания уровней глюкозы, липидов, витаминов крови. Некоторые из них, в том числе DayTwo, Million Friends и Zoe, также занимались картированием микробиома (посредством геномного анализа всего, что было обнаружено в образце стула человека). Однако многие компании ограничились лишь минимумом: проверили несколько генов, которые были связаны с определенными реакциями на различные продукты. Как следствие, польза от их работы так же была ограниченной. Однако уже к концу 2020-х годов рынок отсеял зерна от плевел и окончательно сформировался.

Орехи вместо супа

На плаву осталась лишь горстка компаний. Как следствие, они охватили весь рынок, процветали, и их названия появились на слуху у всех. EatLogic, вторая по величине компания на рынке, в прошлом месяце согласилась на слияние с Google при условии получения с их стороны разрешения регулирующих органов. У всех лидеров, по сути, одна и та же бизнес-модель. Их приложения и алгоритмы определяют, что людям следует есть и чего избегать, а также отслеживают, что находится на их продуктовых полках, холодильниках и тележках для покупок в Интернете. В рецептах, созданных с использованием искусственного интеллекта, используются комбинации вкусов, одобренные ведущими поварами. Приложения также анализируют меню ресторана и рекомендуют блюда, которые следует заказать, иногда с небольшими изменениями, такими как замена овоща или заправки для салата. Все это помогает людям правильно выбирать пищу. Точность рекомендаций все время возрастает, поскольку имплантаты и носимые устройства, сопряженные с этими услугами, становятся все меньше, дешевле и эффективнее.

Производители кухонной техники, такие как Philips и Samsung, занимают центральное место в экосистеме персонализированного питания ещё с начала 2020-х годов. В Давосе их руководители обсуждают проблемы в сфере общественного здравоохранительной и из решении — разработки бюджетных моделей для развивающихся рынков, где число домохозяйств среднего класса быстро растет. (Ожирение также наиболее распространено в именно этом демографическом сегменте.) Руководители отрасли считают, что в таких странах, как Индия и Кения, около 20% домохозяйств уже могут позволить себе умный холодильник, пускай и с гораздо меньшим, чем стандартные американские модели, количеством функций. В 2034 году чуть более половины американских домохозяйств были оснащены умным холодильником, связанным с учетной записью личного питания.

Пищевая промышленность также на удивление быстро адаптировалась к революции персонализированного питания, учитывая, как медленно она двигалась к сокращению содержания соли и сахара в обработанной пище.

Эта трансформация становится очевидной, если взглянуть на полки супермаркетов, где обработанные пищевые продукты доступны в нескольких вариантах, адаптированных для каждого из основных метаботипов, определенных учеными. (Некоторые варианты, например, содержат больше жира и клетчатки, но меньше белка.)

Искусственное мясо и рыба, выращенные из стволовых клеток животных, в 2034 году превзошедшие обычные по объему продаж, также существуют в разновидностях , созданных для различных метаботипов. В каждой из них разное соотношения жиров, белков, минералов и витаминов. Рестораны также создают разные меню для каждого из наиболее распространённых метаботипов.

Одна из самых острых тем, обсуждаемых в Давосе: как сделать индивидуальное питание более доступным. Стоимость услуг первого поколения, появившихся в начале 2020-х годов, начиналась с нескольких сотен долларов первоначального взноса, переходящего в непомерно огромную ежемесячную плату. Базовые планы на сегодняшний день примерно на 80% дешевле с поправкой на инфляцию. Пользователи, позволяющие поставщикам использовать свои персональные данные, получают огромные скидки, хотя некоторые регулирующие органы стремятся ограничить эту практику. Работодатели, медицинские страховые компании и правительства все чаще субсидируют планы индивидуального питания и предлагают послушным пользователям ваучеры и другие льготы.

Но стоимость — не единственное препятствие на пути к всеобщему распространению. В Англии Национальная служба здравоохранения предлагает бесплатный план для всех вместе с субсидируемыми личными устройствами, которые можно синхронизировать с ним. Это объясняет, почему 70% взрослых в Англии сейчас пользуются услугами индивидуального питания, что является самым высоким показателем в мире. Но чтобы убедить оставшиеся 30%, в том числе многих из тех, кто больше всего выиграет от изменения своего рациона, потребуется гораздо больше, чем просто бесплатные гаджеты. Ведь многие люди все ещё с большим недоверием относятся к происходящему, из-за конспирологических теорий, дезавуировать которые изо все сил пытаются врачи.

Во время финальных дебатов на главной сцене в Давосе большинство выступавших с оптимизмом смотрели на будущий потенциал технологии. Однако некоторые другие участники форума все ещё обеспокоены сложностями внедрения индивидуальных пищевых планов в среде «колеблющихся». Дискуссия закончилась на сладко-горькой ноте. Персонализированное питание, похоже, придется по вкусу далеко не всем. https://www.economist.com/what-if/2021/07/03/what-if-everyones-nutrition-was-personalised?utm_campaign=editorial-social&utm_medium=social-organic&utm_source=facebook&fbclid=IwAR2qBFT-tmBPsgDawTB-cACKbnixneIzKexKzelU2v7_6jHFKxGde-SEJFg

Добавить комментарий
ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon