Ах, Украина, где играют твои дети?

Когда Талибан захватил Кабул и появились первые сообщения о панической эвакуации, украинский министр иностранных дел Кулеба поспешил с хвастливым заявлением о том, как наш самолёт осуществил блестящую («Украина демонстрирует лидерство!») операцию по вывозу украинских специалистов, попутно забрав граждан других стран [1]. По его словам, другие государства Европы заслуженно благодарили Украину за оказанную помощь. На поверку выяснилось, что и самолёт не был отправлен Украиной (МИД воспользовался оказией), и вывезены были всего двенадцать граждан из более, чем двухсот, оставшихся в Афганистане. Для сохранения лица министру позже пришлось оправдываться тем, что оставшиеся украинцы находились в пылающей стране в частном порядке, без уведомления официальных органов.

Подобные вольности в подаче информации достаточно характерны для украинского министерства. Так, можно вспомнить и недавний случай с вывозом украинцев из Вьетнама, застрявших там из-за прекращения регулярного авиасообщения в результате введения карантинных мер. Тогда министерство так же заявляло о своих достижениях на этом поприще, но по факту это Вьетнамский бизнесмен отправлял самолёт за своими гражданами, а украинцев в Киев забрали в нагрузку [2]. Общее правило заключается в том, что украинское государство в действительности не знает, где и чем занимаются его граждане. Не похоже, что оно этим вообще интересуется.

Впрочем, и сами украинцы предпочитают не афишировать свою деятельность и уж точно не связываться со своим государством. Показательна история стюардессы-украинки, которая поделилась впечатлениями о бегстве из афганской столицы. В интервью для СМИ она просила изменить её голос, поскольку ранее о работе на рейсах, летающих в Афганистан, она не говорила даже собственным родителям (её желание оградить родителей можно понять – в 2018 в Кабуле в результате теракта погибли две её коллеги [3]).

Подобное положение дел уже давно стало традицией. Особенно хорошо это показывает пример Черноморского морского пароходства. На момент развала СССР по суммарному тоннажу торговых судов это предприятие было первым в Европе и вторым в мире. В момент расцвета пароходства на нём работало более 80 тыс. сотрудников [4]. Для удовлетворения нужды в квалифицированной рабочей силе, в Одессе был развёрнуто мощное мореходное училище (Одесская морская академия им. Маринеско). За тридцать лет независимости пароходство было полностью уничтожено, но училище сохранило свой престиж и набор студентов. Его выпускники просто изначально переориентировались на работу в иностранных компаниях. Этому способствует и известное реноме учебного заведения, и разветвлённая сеть обмена информацией между уже работающими по всему миру выходцами из Украины. Они соглашаются работать, не задавая вопросов о прозрачности или этичности работы компании.

Это приводит к тому, что моряки украинского происхождения регулярно оказываются захвачены пиратами [5] или попадают в тюрьмы по обвинениям в контрабанде нелегальных мигрантов[6]. Опасность быть брошенным на произвол судьбы стала приемлемым профессиональным риском, и компенсируется возможностью не показывать доходы своему государству. Кстати, это украинский экипаж привёл в порт Бейрута злосчастный грузовоз с селитрой, взрыв которой разрушил портовый район в 2020-м. Когда судно было арестовано за долги компании, морякам пришлось выбираться из Ливана своими силами.

Особенности работы украинских моряков это только частный пример общей картины. Обычно о таких случаях становится известно только в результате каких-то эксцессов. Так, ещё памятен массовый исход украинских медиков из охваченной гражданской войной Ливии (при Каддафи они в значительной степени обеспечивали работу системы здравоохранения Джамахирии). Украинские пилоты встречаются по всей Африке, Латинской Америке и многих странах Азии. Часто они обеспечивают функционирование ВВС в бедных странах Третьего мира, не располагающих собственными лётными школами.

Украинские радиолюбители в практически кустарных условиях создали чипы, которые позволяли отключить системы проприетарной защиты техники John Deere [7] (Это позволяло американским фермерам самостоятельно проводить ремонты комбайнов и тракторов, минуя дорогостоящие и медленно работающие сервисные центры компании). Вышедший в 2018-м году документальный фильм «Операция Одесса», повествующий о попытке продать колумбийскому наркокартелю советскую подводную лодку, может казаться забавной авантюрной историей, однако ещё в конце 90-х появились сообщения о том, что некий украинский инженер предложил картелю свои услуги по изготовлению самодельных минисубмарин. Сейчас такие лодки задерживают регулярно.

Список примеров моральной гибкости высококлассных специалистов из Украины можно продолжать ещё долго. В него можно включать и профессоров физики, решающих специальные задачи по заказу китайских военных, и периодически задерживаемых хакеров (в 2020-м сам госсекретарь США Майк Помпео объявил награду размером в 2$ млн. за информацию о киберпреступниках А.Радченко и А.Ермоленко [8]). Можно предположить, что получившие огласку случаи составляют только вершину айсберга. Сочетание высоких навыков, невозможности реализоваться на родине и сформировавшаяся привычка работать в тени приводит украинских специалистов в самые неожиданные места. Такое положение дел давно стало частью реальности.
В связи с этим возникает вопрос, насколько иностранные партнёры украинской власти готовы утечке специальных навыков и умений, которые передаются украинским военным и сотрудникам спецслужб в ходе совместных проектов. Известно, что уже несколько лет американские инструктора проводят обучение украинских специалистов современным методам сбора и обработки информации, снайперскому и взрывному делу, различным видам оперативной работы. Кто понесёт ответственность, если обученные таким образом специалисты предложат свои умения на чёрном рынке? Кто поручится, что обученная таким образом команда взрывотехников и инженеров в какой-то ужасный момент не соберёт для кого-то самоуправляемый летающий дрон с направленной бомбой?

Украинские ветераны войны на Донбассе уже сейчас начинают фигурировать в СМИ в связи с попытками продать свои специфические умения на внешнем рынке. Так, одиозный авантюрист Семён Семенченко, которого судят за создание нелегальной ЧВК (позавчера он объявил голодовку в знак несогласия с судом), сам признавал, что готовил людей, желающих свергнуть авторитарного лидера Беларуси А.Лукашенко. Ранее циркулировали слухи о его причастности к подготовке переворота в Грузии в интересах изгнанного экс-президента страны М.Саакашвили.
Что же касается забытых в Афганистане украинских граждан, то большая часть из них оказалась контрактниками западных частных военных компаний. Сейчас их судьба в полной мере неизвестна, но учитывая внушительный парк доставшейся Талибану военной техники, особенно такой высокотехнологичной, как военная авиация, можно смело предположить, что наёмники без предложений не останутся.

  1. https://interfax.com.ua/news/general/762303.html
  2. https://hromadske.ua/ru/posts/milliarder-blagodarya-mivine-chto-izvestno-o-biznesmene-kotoryj-oplatil-evakuaciyu-ukraincev-iz-vetnama
  3. https://focus.ua/politics/389592
  4. https://www.epravda.com.ua/rus/publications/2012/11/14/343814/
  5. https://www.pravda.com.ua/rus/news/2020/12/19/7277571/
  6. https://www.pravda.com.ua/rus/news/2018/09/5/7191196/
  7. https://itc.ua/news/ukrainskie-hakeryi-pomogayut-amerikanskim-fermeram-vzlamyivat-traktoryi-john-deere/
  8. https://www.interfax.ru/world/718524
Добавить комментарий
ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon