В Алматы, так и не утратившем столичного статуса после перевода административной столицы Казахстана в Астану-Нурсултан, есть такое словечко «мамбеты». Так принято называть полунищих малообразованных жителей Казахстана, утративших связь со скотоводческой традицией и ломанувшихся в поисках счастья – а на самом деле работы ради пропитания и выживания — в большие города. Что-то вроде наших «рогулей», только по-настоящему обездоленных. Такими, в общем «рогули» обещают стать после продажи сельскохозяйственных земель Украины.
Многие годы у казахстанских властей с «мамбетами» существовал общественный договор: дешевые водка и еда, а также топливо (сжиженный газ) – что за казах без коня, пусть даже железного? Подняв цены на топливо – а соответственно, еду и все остальное – власть этот договор нарушила. Многие семьи, и так существовавшие на грани нищеты, оказались уже на ее пороге. Тут нужно понимать, что казахстанские элиты от народа не просто далеки, они с ним вообще мало соприкасаются. Несколько сотен кланов, причем не только националистических казахских, но и советских, сформировавшихся в результате не только нацполитики СССР, но и нескольких волн мультиэтнической миграции в Казахстан, происходившей в ХIX-XX веках – казаки (историческое российское название Алматы – Верный), предпринимательство Российской империи, бегство от Октябрьской революции и последующих репрессий, собственно «сталинские» репрессии, эвакуация в годы Второй мировой войны, комсомольские стройки и т.д. – составляют экономическую, властную и культурную элиты Казахстана, давно забывшую о традиционном укладе трех жузов и связанную с казахским народом лишь декоративно.
В отличие от Украины, у казахских протестов нет интеллектуальных и идеологических лидеров. Им народные волнения просто неинтересны и они предпочитают разговоры о всемирном заговоре против Казахстана или даже России, а также версии о борьбе второго президента с первым. Возможно, что изнутри им виднее. Но вот кадры казахстанских протестов почему-то больше ассоциируются с американским BLM, а не с цветными революциями в Грузии, Киргизии и у нас. Слишком уж нищими, бесправными, молчаливыми и зловещими выглядят массы, вырвавшиеся на улицы, где их никто не ждет и им ничего не доступно. А теперь они громят кафе и бутики, чтобы заявить, что тоже имеют права и значение. Хоть они и «мамбеты».