«Либо нас перережут цветные.
Либо мы их сошлем в иные
миры.
Вернемся в свои пивные» —
писал в далеком 1967 году будущий Нобелевский лауреат Иосиф Бродский (Речь о пролитом молоке). И хотя дальнейший вывод «и то и другое не по-христиански» как бы дезавуировал откровенно людоедскую суть призыва, собственного расизма диссидентский классик не скрывал и в эмиграции.
По воспоминаниям книгоиздателя Карла Праффера — создателя американского издательства «Ардис», при знакомстве Иосиф Бродский сразу же поставил его в известность, что если в комнату сейчас зайдет афроамериканец (в случае Бродского использовалось оскорбительное слово на букву «Н»), то Бродский его конечно же не убьет. Антикоммунизм, выступающий против любых инициатив по преодолению социального неравенства, неизбежно вступает в противоречия с западной демократической повесткой.
А потому Бродский не одинок: «В Советском Союзе у нас был ГУЛАГ. Я думаю, что в ЕС также есть интеллектуальный ГУЛАГ, известный как политкорректность. Когда кто-либо пытается высказать свое мнение по вопросам пола и расы, или если эти взгляды отличаются от одобренных, они подвергаются остракизму. Это начало ГУЛАГа, начало потери вашей свободы… Я жил в вашем будущем. И это не сработало» — писал уже в наше время икона советского диссидентского движения Владимир Буковский.
Да что там Бродский?! Давайте вспомним, как во время протестов Black Lives Matter, российские оппоненты путинизма пели в унисон с охранителями, возмущаясь «распоясавшимися нищебродами». Ксения Собчак даже набросилась с обвинениями на блокбастер «Джокер», якобы научивший Америку нехорошему.
Да и дискурс в Украине, горячо поддерживаемый либеральными кругами на Западе, по сути является бесконечной борьбой за право этнического большинства диктовать свои условия меньшинствам. Это значит, что все то, с чем демократическая западная мысль непримиримо борется, здесь находит свое выражение.
Похоже, в Америке начинают догадываться об этом феномене. По крайней мере, такой вывод можно сделать на основе недавней публикации в The New York Times, где рассказывается о трансформации взглядов бывшей южнокорейской диссидентки Ёнми Пак, которая увидела в современной Америке демонические черты Ким Чен Ына.
Рассказ Ёнми Пак об ужасах Северной Кореи сделал ее известной в кругах защиты прав человека. Ее новые заявления о том, что Америка следует по пути Северной Кореи, сделали ее знаменитостью в правых СМИ.
(Нью-Йорк Таймс, Чарльз Хоманс, 22 июня 2023 г.)
«Первое, чему меня научила мама, когда я была юной девушкой, живущей в Северной Корее, — это даже не шептать, потому что птицы и мыши могут меня услышать», — сказала Ёнми Пак аудитории, пришедшей послушать ее выступление в Квинсе.
«Вот что делают диктаторы: вонзают везде шипы недоверия между людьми, даже между родными. Учителя говорят своим детям», — продолжала она, «если ваши родители скажут что-то неправильно, подойди и скажи учителю».
Это была история, которую госпожа Пак часто рассказывала на телевидении, на конференциях и в своих мемуарах, которые остаются популярными уже десять лет, проведенные ею в качестве одной из самых известных в мире перебежчиц из изолированного тоталитарного государства — семьи Ким. Но в последние годы она добавила новое примечание.
«И теперь», — сказала она собравшимся в Лонг-Айленд-Сити в прошлые выходные, «я вижу то же самое в Америке».
Консервативные эксперты и политики давно предупреждают, что либеральная экономика и культурная политика могут направить Соединенные Штаты на путь левого авторитаризма. Но еще два года назад у них не было такого союзника, как мисс Пак. 29-летняя беженка из самого печально известного в мире уцелевшего сталинского государства утверждает, что самые худшие опасения подтверждаются её личным опытом: она сравнивает, например, призывы к ликвидации расизма в обучении математике с уроками, которые она получила в детстве в школе Северной Кореи.
Описывая свой недавний опыт учебы в Колумбийском университете, госпожа Пак сказала ведущему Fox News Марку Левину в интервью в прошлом месяце, что педагогика школы «это именно то, что северокорейский режим использовал для промывания мозгов людям». По ее словам, идеологическая обработка левых в американских учебных заведениях «является, я думаю, самой большой угрозой, с которой сталкивается наша нация и наша цивилизация».
Теперь она осуждает Хиллари Клинтон, с которой когда-то делила сцену на конференциях, как «абсолютную обманщицу и лгунью» и критикует трансгендерно-ориентированные маркетинговые кампании: «Политкорректность стерла женщин с лица земли», — написала она недавно в Facebook.
Госпожа Пак прожила большую часть своей взрослой жизни под пристальным вниманием средств массовой информации. Спустя годы, после бегства из Северной Кореи в возрасте 13 лет, она появилась в популярном телешоу в Южной Корее, а затем написала мемуары «Чтобы жить».
«Я вижу, что очень многие люди в Америке считают, что Америка невосприимчива к тирании, но, почему-то, здесь начинается диктатура, как в Северной Корее», — сказала она на мероприятии в Квинсе, организованном консервативной организацией Turning Point USA.
«Это начиналось с другого. Все началось с удивительных обещаний справедливости. Нам обещали социалистический рай».
«И с этим обещанием, — добавила она, — они забрали у нас все, одно за другим». Толпа реагировала на ее слова овациями, весь зал аплодировал стоя.
Превращение госпожи Пак из знаменитой перебежчицы в громкого критика либеральной политики идентичности — явление чрезвычайно редкое. Очень немногие из десятков тысяч людей, бежавших из Северной Кореи, занимаются внутренней политикой в странах, где они нашли убежище.
Но в американском политическом климате, который поощряет преувеличение и тревогу, госпожа Пак, получившая гражданство США в 2021 году, нашла прибыльную нишу.
Ее вторая книга «Пока остается время», позиционируемая как «предупреждение для американцев», была опубликована в феврале и уже обогнала по объему продаж бестселлеры 2015 года. Она часто выступает в качестве гостя на популярных правых телеканалах и подкастах, а также принимает участие в мероприятиях консервативных университетов и аналитических центров. Весной этого года она присоединилась к организации Turning Point USA и выступала на их конференциях вместе с такими фигурами, как член Палаты представителей от Джорджии Марджори Тейлор Грин и правый активист Джеймс О’Киф, который недавно был исключен из Project Veritas.
Ее последние действия вызвали беспокойство у некоторых ее бывших союзников и сторонников, которые опасаются, что ее вовлечение в культурные конфликты в Соединенных Штатах может негативно сказаться на ее эффективности в качестве правозащитника. Некоторые наблюдатели, следящие за ее карьерой и замечая ее переосмысление и вопросы, возникающие в отношении точности ее рассказов, были удивлены ее последними поступками.
«Она выдающаяся актриса», — отметил Джей Сонг, профессор корейских исследований в Институте Азии Мельбурнского университета в Австралии, который изучает опыт перебежчиков из Северной Кореи. — «Она очень умна и всегда выбирает ключевые слова».
Перевод: В недавнем интервью госпожа Пак, которая сейчас проживает в Нью-Йорке, описала свою политическую позицию менее категоричной, чем ее изображают в СМИ. Она заявила: «Я поддерживаю однополые браки, я очень социально либеральна». Она также отметила, что никогда не считала себя консерватором. На вопрос о том, считает ли она себя консерватором в настоящее время, она ответила отрицательно.
Госпожа Пак сравнила идею своей второй книги с Алексисом де Токвилем, который приехал из Франции в Америку для изучения американской демократии. Она сказала: «Что, если северокореец увидит Америку и проанализирует ее?».
Госпожа Пак прожила большую часть своей взрослой жизни под пристальным вниманием средств массовой информации, в той или иной форме. Через пять лет после побега из Северной Кореи со своей матерью в 2007 году, в возрасте 13 лет, она получила роль в «Иду на встречу с тобой», популярном развлекательном шоу на южнокорейском телевидении с участием молодых женщин-перебежчиков.
Программа, премьера которой состоялась в 2011 году, сделала северокорейцев вновь заметными в популярной культуре Южной Кореи. Госпожа Пак была одной из самых больших звезд, яркой личностью, которая описала свою северокорейскую семью как относительно богатую и получила прозвище «Пэрис Хилтон Северной Кореи».
«Я думаю, что немало южнокорейцев многому научились на этом шоу», — сказала Джин Х. Ли, журналистка, которая делала репортажи из Северной и Южной Кореи для Associated Press. — «Но это также создало культуру знаменитых перебежчиков».
В 2014 году госпожу Пак пригласили выступить на конференции One Young World в Дублине, где она рассказала гораздо более мрачную историю своей жизни в Северной Корее и своего побега.
Среди рыданий она сказала, что ее мать была изнасилована торговцем людьми, который перевез их через границу в Китай, и описала пеший переход через пустыню Гоби в Монголию. Позже она рассказывала, что сама была продана в подростковом возрасте китайскому мужу. По ее словам, ей пришлось работать в онлайн-чате для взрослых, прежде чем она и ее мать сбежали из Китая.
Видео с ее короткой речью — ужасающей историей, рассказанной худощавой 21-летней женщиной, одетой в традиционное платье ханбок и дрожащей от эмоций, стало вирусным, сделав госпожу Пак международной знаменитостью в области гуманитарной деятельности.
Через несколько месяцев она заключила контракт с Penguin Random House на книгу мемуаров, написанных с Марианной Фоллерс, писательницей-призраком Хиллари Клинтон.
Между историями, которые госпожа Пак рассказала своей южнокорейской аудитории, и теми, что она рассказала сейчас, были заметные несоответствия. Мэри Энн Джолли, австралийская журналистка, опубликовала подробный отчет с противоречивыми и неправдоподобными подробностями, от зверств правительства, которые она описала, до географических деталей ее побега, смерти ее отца в Китае и ее опыта содержания под стражей в Монголии.
Госпожа Пак столкнулась с критикой из-за несоответствий в разных версиях ее рассказов о своей жизни. Некоторые критические замечания она оспорила, но некоторые признала. По ее словам, некоторые из них были результатом языковых трудностей или последствий травмы. А другие возникли из-за особенностей сценария и свободных трактований, которые продюсеры использовали на шоу в Южной Корее.
«Это был не документальный фильм, — сказала она. — «Это было развлекательное шоу».
Госпожа Пак также сказала, что годами сопротивлялась публичному разглашению всего своего опыта работы в Китае из-за того, что в консервативной Южной Корее это считается позором. «Если я скажу, что в детстве два года была рабыней, то ни одна уважаемая семья не воспримет меня как свою дочь», — сказала она.
Эксперты по Северной Корее сразу же отмечают, что несоответствия в рассказах госпожи Пак, хотя и заметные, не были полностью уникальными. Госпожа Сун, которая брала интервью у многочисленных перебежчиков из Северной Кореи, отметила, что беженцы из этой страны часто ненадежны в рассказах о своем собственном опыте. По ее словам, внутри страны многие научились говорить все, что им нужно было сказать, чтобы выжить — «все, что помогает им найти безопасное убежище», — сказала она. Госпожа Ли сказала, что первоначальные вопросы, связанные с рассказом госпожи Пак о ее побеге, а также ее история саморекламы, уменьшили ее влияние в политических кругах Северной Кореи.
«Это позор, потому что ей есть что сказать о жизни в Северной Корее», — сказала она. — «Но я думаю, что это было омрачено стремлением получить внимание или быть на сцене».
По ее словам, во время написания первой книги, госпожа Пак и ее издатель помнили о том скептицизме, который вызвала статья госпожи Джолли. И она и госпожа Фоллерс сказали, что они максимально подтвердили всю историю интервью с членами семьи и другими перебежчиками.
По данным Circana BookScan, книга «Для того чтобы жить» была продана в количестве более 130 000 копий в твердом и мягком переплете. Госпожа Пак была осыпана вниманием средств массовой информации. Она раздавала приглашения на частные встречи, организованные Джеффом Безосом, и делала селфи со Скарлетт Йоханссон. Она также посетила Met Gala с Джо Геббиа, основателем Airbnb, и разделила сцену с миссис Клинтон на мероприятии, организованном совместно с The New York Times. Госпожа Пак написала, что миссис Клинтон пообещала сделать все возможное для помощи женщинам Северной Кореи. Однако пресс-секретарь миссис Клинтон, Ник Меррилл, заявил, что ни миссис Клинтон, ни ее сотрудники не помнили, чтобы она выражала такое обещание.
Однако, в ее новой книге госпожа Пак пишет о своем разочаровании после столкновения с элитой. Она пришла к выводу, что их больше интересовало эмоциональное удовлетворение, чем реальные действия.
В 2016 году она начала учиться в Колумбийском университете, выбрав специальность «права человека» с надеждой стать профессиональным адвокатом. Однако, некоторые люди, с которыми она встречалась в то время, вспоминали, что ей казалось трудно справиться с переходом от роли диссидента-знаменитости к активистке, более ориентированной на политику.
Она пыталась внести свой вклад в группу под названием «Свобода для Северной Кореи», которая собирала средства для связанной с ней организации в Южной Корее, помогавшей северокорейским беженцам из Китая. Однако Джин Пак, бывший правозащитник, который работал с ней в этой группе, заявил, что госпожа Пак не справилась с этой ролью и вскоре ушла.
Он сказал: «Мы подумали, что она может быть хорошим сборщиком средств благодаря своей известности и связям. Я думаю, что она искренне пыталась, но собрать деньги у людей оказалось не так просто, как казалось» (госпожа Пак заявляет, что быстро осознала, что в то время она была слишком занята другими делами и не была подходящим кандидатом для этой роли).
Питер Розенблюм, профессор законодательства по правам человека, который преподавал госпоже Пак на семинарах для старшеклассников, отмечает, что во время ее учебы она не произвела на него впечатления. Тем не менее, он выражает сочувствие ее ситуации как человеку, который, по его мнению, попал в ловушку образа, созданного для нее еще в очень молодом возрасте.
Он говорит: «В мире прав человека вы строите свою карьеру, изучая, как люди рассказывают истории о жертвах и видя унизительное воздействие того, что становитесь профессиональной жертвой. Я видел в ней именно такого человека: знаменитую жертву, которая стремилась получить степень, но у которой не было времени, чтобы стать настоящей студенткой».
К концу своего пребывания в Колумбийском университете, госпожа Пак рассказывает, что перестала посещать занятия и почти не присутствовала на кампусе. Ей было трудно добираться из Чикаго, где она жила со своим бывшим мужем и маленьким сыном. Она отмечает, что культура кампуса была для нее разочарованием, поскольку она воспринимала ее как чрезмерно толерантную.
В своей книге она упоминает, что ее критиковали за то, что она интересовалась романами Джейн Остин и западной классической музыкой. Она также выражает свое мнение о Первой поправке, называя ее законом, который Колумбийский университет учит своих студентов ненавидеть. Однако она не указывает, что училась у Ли Боллинджера, президента университета, который известен своим пониманием и защитой Первой поправки, включая право консервативных и крайне правых ораторов выступать на кампусе. Ни госпожа Пак, ни университет не предоставили комментариев по этому вопросу.
Вскоре после выпуска в 2020 году на госпожу Пак напали и отобрали ее бумажник, когда она гуляла с сыном в Чикаго. Она решила записать нападение на свой мобильный телефон, и в процессе записи ее обвинили в расизме другая женщина. Нападавшая была арестована и позднее признала свою вину в суде.
Этот инцидент стал для госпожи Пак поворотным моментом, открывшим ей глаза на проблемы и неравенства в обществе. Она начала искать союзников, которые разделяют ее взгляды и беспокоятся о подобных проблемах. Этот опыт подтолкнул ее к более активной борьбе за справедливость и права человека.
Прочитав книгу Джордана Петерсона, канадского психолога и популярного консервативного медийного деятеля, госпожа Пак связалась с его дочерью Михаэлой, которая является подкастером и влиятельным лицом в социальных сетях. Михаэла пригласила ее на свой подкаст, где они обсудили ее опыт учебы и жизни в США. Узнав, что господин Петерсон является коллекционером советского искусства, госпожа Пак прислала ему северокорейскую открытку из своей коллекции.
Мистер Петерсон пригласил ее в свой подкаст, где она рассказала о собственном опыте учебы и жизни в США. Это интервью вызвало огромное внимание консервативных СМИ, и вскоре после этого был заключен контракт на новую книгу на сумму 500 000 долларов с Threshold Editions, консервативным издательством Simon & Schuster. Мистер Петерсон написал предисловие к этой книге.
«Это свободное общество».
Госпожа Пак утверждает, что ее недавняя откровенность обошлась дорого, а не принесла ей денег. Аванс за «Пока время остается», хотя и значительный, был намного меньше 1,1 миллиона долларов, которые она получила за свою предыдущую книгу. По ее словам, количество приглашений на хорошо оплачиваемые корпоративные выступления, которые раньше составляли значительную часть ее дохода, сократилось до минимума.
По ее словам, теперь она зарабатывает 6600 долларов в месяц на Turning Point USA и активно выступает перед консервативной аудиторией, которая больше всего хочет услышать ее предупреждения об «отмене культуры» и «пробудившейся» политике идентичности. После недавнего выступления в Брукфилде, штат Висконсин, пригороде Милуоки, член местного школьного совета Сэм Хьюз написал на своей странице в Facebook о речи госпожи Пак:
«Северокорейский режим создавал школы не для того, чтобы учить детей думать, а чтобы учить их тому, во что нужно верить», — написал Хьюз, предупреждая об опасностях «группового мышления и коллективизма». Принимая во внимание программы действий в его округе, «на ум должен прийти пример Северной Кореи», — добавил он.
Джихён Пак, перебежчик из Северной Кореи и политик Консервативной партии в Великобритании, который знаком с госпожой Пак, сказала, что траектория госпожи Пак ей близка. По ее словам, северокорейцы обладают особенно важным пониманием опасностей, связанных с тем, что западная либеральная демократия воспринимает как должное.
«Великобритания учит меня английскому языку и своей культуре, а я научила их о свободе и демократии», — сказала она. В Соединенных Штатах «Ёнми тоже так делает», — добавила она.
Госпожа Сун высказала более скептическое отношение к госпоже Пак, описывая ее как проницательного читателя и отражателя культурных и политических ожиданий. Она отметила, что история госпожи Пак в Южной Корее отражала общее состояние страны в то время, а сейчас она стала отражением современной политики и общества США.
Сама госпожа Пак предположила, что ее последняя книга может быть не последней.
«Возможно, через пять лет я напишу совершенно другую книгу», — сказала она. «И к тому времени я могу признать, что все, что я написала во второй книге, было глупо. Но это нормально».
Она рассмеялась и добавила: «Ведь это свободное общество».
Источник: https://www.nytimes.com/2023/06/22/us/politics/yeonmi-park-north-korea-republicans.html?smid=nytcore-ios-share&referringSource=articleShare&fbclid=IwAR3K9DMC2p5lXg8TQ7ARIjaQxyGFCuHW1_HjsQzSjfMa1MtZrQ4wfQIvxxM