Авторов российского пропагандистского фильма обвинили в плагиате

Несколько месяцев назад ЛИБЕРАЛ рассказывал о фильме «Свидетель» — безобразной поделке, посвященной началу российских боевых действий на Украине в феврале 2022 года. Фильм режиссера Давида Дануанишвили и сценариста Сергея Волкова не только провалился в российском прокате и был разгромлен критикой, но и оказался втянутым в скандал по поводу плагиата.

В ноябре 2022 года французско-русский писатель украинского происхождения, родившийся в Одессе, Юрий Юрченко обвинил авторов «Свидетеля» в том, что они украли его оригинальный сценарий, который тоже называется «Свидетель» и был отправлен в российский Минкульт еще в 2016 году. Одноименная повесть Юрченко в 2016 году выходила в российском журнале «Юность» (№№ 9,10, 11). Юрченко воевал на Донбассе на стороне сепаратистов, был в плену, а вернувшись из плена прославился историями о пытках, применяемых к нему бойцами батальоне Айдар — Юрченко якобы запирали в несгораемый шкаф и выставляли под обстрел. Правда это, или художественная фантазия уже не разберешь. Творческий человек, мог приврать, но и случалось летом 2014 года всякое

Сюжет «Свидетелей» действительно очень похож. Известный человек, европеец, представитель творческой профессии приезжает на Украину, попадает в заложники к бойцам нацбатальона, становится свидетелем ужасных и трагических событий, о которых пытается рассказать всему миру, но мир не особо готов его слушать, поскольку его симпатии целиком на стороне Украины. Разница между произведениями Юрченко и Волкова-Дануанишвили в том, что у Юрченко действие происходит в 2014 году, а у Волкова-Дануанишвили – в 2022-м.

К тому же, история Юрченко основана на его личном опыте: в 2014 году он поехал из Франции в Молдавию на поэтический фестиваль, в это время началась АТО, и Юрченко решил своими глазами посмотреть на происходящее. На Донбассе он стал ополченцем и военкором с позывным «Анри» в честь тестя-француза, попал в плен, провел там несколько месяцев, а затем был обменян. После лечения в Москве написал и опубликовал киноповесть «Свидетель», подал сценарную заявку в Минкульт.

Никакого резонанса книга Юрченко в России не получила. В 2016-2017 годах события в Украине, а уж тем более в ЛДНР практически пропали из новостей, да и вообще россияне тогда «остыли» к войне на Юго-Востоке Украины точно так же, как сейчас «остыли» западные партнеры.

В 2022 году, после начала боевых действий, в России возникла необходимость в патриотических произведениях, посвященных «специальной военной операции». Одной из первых ласточек «нового патриотического кино» стал «Свидетель» Волкова-Дануанишвили. Впрочем, взлетела эта ласточка совсем не высоко.

В интервью «Комсомольской правде» Юрченко рассказал, что о фильме Волкова-Дануанишвилиему сообщили друзья. И, посмотрев его, он увидел плагиат собственного произведения. О чем немедленно уведомил руководителей съемочной группы и министра культуры РФ Ольгу Любимову. Однако никакого вменяемого ответа не получил.

Сценарист Сергей Волков напрочь отметает обвинения в плагиате и заявляет, что вообще не подозревал о существовании Юрченко и его книги, а весь материал для сценария собирал сам, в ходе своих поездок на Донбасс и общения с местными жителями. Отметим, что звучит это вовсе не в пользу создателей фильма, посколько в кинематографическом «Свидетеле» никакого Донбасса вообще нет, упоминается он только в связи с переездом под Киев одной из героинь и ее сына. Да и вообще, атмосфера, показанная в фильме, куда больше напоминает 2014-й, чем 2022-й: трудно представить себе, чтобы в феврале 2022-го киевляне, да и кто-либо еще набрасывались на жителей страны НАТО и ЕС, насиловали и убивали «европейскую женщину», выгоняли в чистое поле беженцев, двигающихся в сторону западной границы.

А вот бесчинства нацбатов по отношению к мирному населению и любым «непонятным» в Донецкой и Луганской областях происходящее в кинокартине вполне напоминает. И это косвенно подтверждает обоснованность претензий Юрченко.

И тем не менее правды или хотя бы независимой экспертизы добиться ему будет трудно. Сор из избы z-патриотов выносить никто не хочет. Французско-русско-украинскому писателю объясняют, что скандал с украденным сценарием только «играет на руку врагу».

Что ж, пожелаем Юрию Юрченко удачи в отстаивании своих авторских прав – на постсоветском пространстве это занятие трудное. А узнать, плагиат «Свидетель» или оригинальное произведение, было бы интересно, по крайне мере в контексте: просто съемочная группа сняла ахинею или еще и испортила чей-то интересный и актуальный творческий замысел.

ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon