Сериал «Резервисты» на грани дискредитации

Есть такой жанр, как патриотическое кино. Он не то, чтобы плох сам по себе – в прошлом веке в нём было снято немало шедевров, от «Они сражались за Родину» до Бондианы. Его проблема в том, что в наш век государство скурвилось окончательно, то есть, полностью оторвалось от народа и общества. Государство уже не приемлет искусства, ведущего диалог с реальным обществом, а требует приятную для себя тухлятину. Помните российский фильм про Зою Космодемьянскую и её жертву за булочку и трамвайчик? Однако и сейчас в этом жанре иногда выходит что-то, достойное внимания. Может быть, по недосмотру – подобрал мальчик из фавел камеру, выпавшую из рук расстрелянного картелями журналиста CNN, и как снял про картели и фавелы, что обалдели все!

Так вот, на фоне российских поделок о событиях в Украине и Донбассе вроде фильмов «Пассажир» или «Свидетель», выгодно выделяется сериал «Резервисты», снятый донецким режиссером Владимиром Аграновичем. Его предыдущий сериал «Мобилизация», несмотря на абсолютный непрофессионализм, тоже производил вполне приятное впечатление, однако был слишком уж «региональным» (не путать с «региональским»!), и стороннему зрителю было трудно понять, что же и почему происходило в Донецке в феврале 2022-го.

«Резервисты» в этом смысле куда более продвинуты: с одной стороны, они являются если не сюжетным, то духовным продолжением «Мобилизации», с другой – проблемы, поднятые авторами в новом фильме выходят за территориальные рамки, а касаются в большей степени проблем войны и мира, становления человека в такой ультраэкстремальной ситуации, как война, ну и в целом отношения населения ЛДНР к произошедшему в стране с 2014-го.

Сюжет сериала ЛИБЕРАЛ пересказывать не будет, чтобы не спойлерить. Обозначим лишь завязку: несколько жителей Донецка и Горловки по разным причинам – личным и социальным -оказываются в действующей армии сразу после признания Республик Российской Федерацией и начала СВО. Каждый из них при этом уверен, что едут они на «сборы», которые продлятся несколько дней, а максимум их участия в боевых действиях – охрана объектов в глубоком тылу. Россия завершит спецоперацию в течение, максимум недели, — уверены они. Так что вроде бы и настоящими мужиками себя покажут – не смылись ни в Россию, ни в Украину и дальше – а вроде бы и не пострадают. Однако действительность буквально ежечасно преподносит им сюрпризы – от холода и почти голода, отсутствия необходимого обмундирования до ненависти некоторых местных жителей, которые готовы пойти на всё, лишь бы не дать себя «освободить» или уж тем более войти в РФ.  

Неожиданности продолжаются, когда вместо сидения в окопах взвод «Резервистов» посылают в реальный бой. В этот момент авторы начинают раскрывать характеры героев и их взгляды на происходящее. Тут-то становится по-настоящему интересно. Несмотря на далёкие от профессиональных стандартов режиссуры, нулевое актерское и операторское мастерство,   и саундтрек, который был бы уместен в провинциальном театре, дающем свою версию «Брата-2», фильм «Резервисты» будут представлять очевидную культурологическую и историческую ценность. Потому представлять, что, в отличие от искушённых в шаблонах и канонах столичных ремесленников из профильных ВУЗов, авторы сериала оказались способны отобразить реальность. Это и неудивительно, ведь война для них это не картинка, а привычная среда, которая длится уже десятилетие.

А что у нас сейчас в кинопроизводстве? Хотелось бы, конечно, увидеть комический сериал «ТЦК» о нелегких буднях сотрудников, которые каждый день вынуждены ловить, бить, брать, бухать и мухлевать в отчётах. А ещё неплохо бы психологическую драму об офицере, ежедневно отправляющем по четыре надувные лодки в Крынки. Да кто ж у нас на такое способен, и кто разрешит? У нас даже за съёмку реальных ТЦК-шников угрожают тюрьмой.

Хотел в 22-м году Юрий  Горбунов снять кичовый сериал «СМТ Ингулец», за который его затравили, мол, это он на государственные деньги собрался пиарить актуального в те дни Александра «Ебашь их, Вова» Паворознюка. А ведь какое благонадёжное повидло готовили нам к столу! Судите сами: «А сценарий очень прост: начинается война, два айтишника в Харькове идут в военкомат, им отказывают… Они решают продолжать делать свой стартап, переехать на запад Украины, чтобы завершить его и донатить на ВСУ», – рассказал Горбунов. Представляете?! Не взяли в армию, да ещё и в Харькове. Видимо, потому, что айтишники и интеллигентные ребята, которых в нашей стране ценят. А те не угомонились, и продолжили изо всех сил помогать ВСУ, как могли, и в тероборону записались. Короче, это всё протухло ещё на этапе рассмотрения заявки.  И если Горбунов захочет ещё что-нибудь снять, получится то же самое. Ведь такой беззубый повесточный кич хорош был при Януковиче. При Порошенко он ещё катил, а теперь нет.

У наивного искусства, как у Аграновича, вообще есть свойство случайно показывать или проговаривать то, что умеют скрывать и/или рационализировать профессионалы, и в этой парадигме «Резервисты» отправляют нервно курить в угол любую профессиональную попытку поговорить о событиях последних почти уже 11 лет. Профессионалов, вообще-то, как раз и учат скрывать свои мысли, а говорить то, что угодно начальству. Герои «Резервистов» успевают выразить свои точки зрения на оба майдана, АТО, устройство власти в Республиках и войну в целом – правда, взгляды эти авторы поместили в пространство между Ремарком и Эрнстом Юнгером. Однако самое интересное, что все бойцы показанного нам взвода одинаково правы и не правы, одинаково симпатичны и несимпатичны, но все они вызывают искреннюю эмпатию. А сочувствие к героям – залог того, что кино захочется смотреть не отрываясь. Так что, рекомендуем.

ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon