Здесь лежит Александр Ройтбурд. Однажды он решил, что своё дерьмо не воняет…

Смерть Александра Ройтбурда вызвала ряд соболезнований и некрологов, от чтения которых начинает жечь, гм, пальцы. Особенно текст «Прощай, бро» [1] главного редактора крупнейшего одесского портала «Думская» Олега Константинова, в котором тот назвал Ройтбурда «знаменем украинской, европейской, демократической, либеральной Одессы». Горят пальцы от того, что это почти правда, но, как всегда, дело в проклятом «почти».

Александр Ройтбурд был художником, которому Господь дал искру. Разумеется, речь здесь не о картинах с изображением анального полового акта (кого этим можно пронять в стране, где на каждой кассе супермаркета выложены тюбики с лубрикантами?). Живопись Ройтбурда, если и приносила ему хлеб насущный, не была тем главным, что он нёс обществу. Нёс же он взгляд, слово, мнение, личность. Ройтбурд ясно видел уродство и находил средства для того, чтобы своё видение выразить. Он убийственно высмеивал лицемерие, чванство, ханжество, мракобесие и глупость, которые столь глубоко поразили наше постсоветское общество. Увы, в какой-то момент он решил, то ли из патриотических, то ли из карьерных соображений, что критику следует сосредоточить на России, «ватниках» и «русском мире», а на аналогичное уродство в «своём лагере» обращать внимание неуместно.

В итоге либеральность Александра Ройтбурда стала таким же пугающим извращением, как знак «пасифика» на каске солдата Шутника в «Цельнометаллической оболочке» Кубрика. Острый ум, юмор, развитое эстетическое чувство – и всё это на службе столь же мерзкой сущности, как и та, с которой он начал бороться. Конечно же, это, на самом деле, одна и та же сущность. Ройтбурд просто выбрал удобного нанайского мальчика. Итог закономерен, ведь нельзя быть радикалом на полшишечки.

Ах, если бы Александр Ройтбурд был просто бесталанным мазилкой! Но нет, это не так. Он создал и ввёл в употребление мем «жидобандеровцы». Это само по себе было заявкой на вечность, и он мог бы не делать вообще больше ничего. Изначально это понятие замечательное, обоюдоострое, одинаково оскорбительное для мракобесов всех мастей. При должном осмыслении оно губительно и для совкового дискурса, и для примитивного украинского национализма. Увы, второй смысл, а значит, и смысл вообще, был утерян. Вместо того, чтобы стать непреложной банальщиной, мем стал плоским, лживым и лишённым содержания.

Говоря о возможном превращении в банальщину, я высоко оцениваю находку Ройтбурда. Например, банан Энди Уорхолла банален. Созданное в 1967-м, графическое решение обложки альбома Velvet Underground тогда было, если не пощёчиной, то стильным неуважением косному вкусу. Сейчас, более полувека спустя, эта обложка смотрится нормально. Такова судьба произведений радикалов, которым Господь попустил гениальное прозрение и дал силу избежать соблазнов. Они выполняют неимоверно важную роль осмысления и разрешения конфликта между старыми и новыми смыслами. Они меняют вкус общества, делают волнующее банальным, и уходят в вечность.

Таким мог стать и ушедший от нас Александр Ройтбурд. Он мог вложить свою лепту в осмысление старых травм украинского общества, но сошёл с пути. Это вообще относится к безбашенному поколению украинских культурных панков конца восьмидесятых. Весёлые, злые, идейно заряженные, люди вроде Ройтбурда, Подеревянского, Олега Скрипки, стали свежим ветром в тогдашней затхлой атмосферке. Неудивительно, что их популярность вышла далеко за пределы Украины. Их исторической задачей должно было стать разрушение идейного и мыслительного аппарата, который со временем делает затхлой любую атмосферу. К сожалению, они не справились. Что ж, это наука для новых радикалов, либералов и панков: не нужно заигрывать со злом. Может быть, это и был главный урок, который должен был дать усопший.

https://dumskaya.net/news/proshchay-bro-na-smert-aleksandra-roytburda-kolo_-148887/

Добавить комментарий
ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon