Как гласит расхожая украинская хохма: при кондитере мы стали жить не сладко, а при клоуне не смешно. И действительно, в клоунах ли дело, но что-то с чувством юмора, наших людей определенно случилось что-то не то. Вот, например новый голливудский фильм «Не смотри вверх» наши критики объявили комедией. Почему? Шут его знает. Ни комедией, ни даже сатирой в фильме и не пахнет, и лично у меня сложилось впечатление, что наши критики просто забыли, что под этим словом подразумевается нечто вроде фильмов Гайдая, «Укол зонтиком» и другие фильмы с Пьером Ришаром, или фильмы с Эди Мерфи, или Саши Барона Коэна. Что «Слуга народа», в конце концов, — тоже комедия, а не избирательная программа.
Уж не знаю, какое определение комедийному жанру все эти люди бы дали, однако, если постараться то некое подобие логики можно предположить. Вот, например, в «Не смотри вверх» члены правительства США изображены безответственными дураками — значит это точно комедия. Почему? А потому, что только шуты имеют право ставить под сомнение авторитет власть придержащих, солидные же люди данное мнение оставят при себе. Благоразумнее. А вот комедиант — что с него взять? Ибо, как поёт Меладзе: «Кто поверит комедианту?». Дальше — больше. Если главная героиня-астроном курит марихуану — это комедия. Ее же курят только раздолбаи, расовые меньшинства, неформалы и прочие несерьёзные личности. Астрономы — точно нет. Они на звёзды смотрят.
Или другой пример: Верка Сердючка спела в телешоу «Батька наш Бандера», вызвав модную волну критики со стороны пророссийски настроенных граждан. Продался Данилко, дескать. Отправился бандеровцам сапоги чистить за бородинский с салом. Вот только есть во всем этом нюанс. Если кто забыл — напомню: Андрей Данилко вообще-то травести комик. А его героиня — представительница самых эгалитарных и дремучих слоев. Все сценки и песни, исполняемые комиком Данилко — это от лица человека, заведомо глупого, но пассионарного.. И что тогда ещё должна петь Сердючка в Украине? Была бы она россиянкой — пела бы про священную державу, или «Боже царя храни». А так — Батько-Бандера.
Более того, песня исполнялась не сама по себе, а в канве сюжета, комедийного.не только в сравнении с упомянутым выше «Не смотри вверх», но и вообще: на сцену выбежала плачущая девочка, якобы потерявшаяя маму. Именно в ответ на ее слезы Данилко-Сердючка предложила в качестве помощи и спеть песенку. Типа у ребенка пусть детская, но беда, а мы ей про Бандеру споем. А поют мужики в костюме зайчиков. То есть принять все это за чистую монету можно лишь полностью отключив в голове иронию, как одну из мыслительных функций.
Список примеров можно продолжать и далее, но проблема не в каждом отдельном казусе, а в новой для наших людей привычке отключать в нужный момент чувство юмора, коллективно, а потому не боясь выглядеть дурачком. Например в случае с Сердючкой — дело ведь не в непонятой иронии вовсе. Просто если человек ненавидит геев, то и малейшего шанса наехать на артиста-трансгендера он не упустит. И во вражеские бандеровцы запишет. А единомышленники поддержаат — ибо дурака включать лучше коллективно. Или ненавидит человек Демократическую партию США, а вместе с ней и Голливуд, а особенно Нетфликс. И если Нетфликс снял серьезный философский фильм, то этот факт признавать нельзя ни в коем случае. Объявим это дело комедией, до кучи не смешной. А единомышленники поддержут. Ибо если голливудских надо мочить, то совершенно не важно, какими достоинствами и недостатками обладает отдельно взятый фильм.
И каждый из участников: включивший дурака первым, поддержавший это дело репостом и даже ободряющим комментарием — все четко понимают, чем занимаются. Просто лояльность, в данном случае весьма эфемерному кругу условных «своих», оказывается сильнее здравого смысла. И это пугает даже больше, чем если бы Сердючка-Данилко действительно переобулся и спел про Бандеру от всей души. Ведь не секрет, что когда лояльность оказывается слабее здравого смысла — именно тогда и мир начинает катиться в тар-тарары.