17 мая в Киеве пройдут похороны первого президента Украины Леонида Макаровича Кравчука — человека, создавшего наше государство. В июле прошлого года Леонид Макарович впал в кому. Мы его даже успели похоронить, отметив знаковость того, что событие это происходит накануне юбилея независимости Украины. https://liberal.com.ua/2021/07/27/lm/
«Умирает не только Кравчук»,- писали мы тогда, — «но и его детище. Так же медленно и мучительно. И на вентиляции западных партнеров и МВФ».
Однако Леонид Кравчук выжил, даже успел увидеть, как гибнут остатки нашей промышленности, мосты, железные дороги, аэропорты. Болело ли его сердце при виде того, как превращаются в руины важнейшие транспортные магистрали, и быдловатые мужики в камуфляже минируют чернозём, на котором теперь не скоро что-то взойдёт? Трудно сказать. Леонид Макарович унаследовал самую большую экономику Европы. С мощной наукой, с высокотехнологичным сектором: станкостроением, приборостроением, авиационной, ядерной промышленностью, производством вычислительной техники, и да, ядерным потенциалом. Все это было уничтожено в короткий период правления первого президента. Были остановлены уникальные производства, оставлены без работы с соответственно потерей квалификации ценнейшие научные и инженерные кадры, высококвалифицированные рабочие.
Насколько в этом виноват лично Кравчук? Полагаю, что в полной мере. Ибо именно он стоял во главе разворовывания всего-всего, знал, каким образом на самом деле построены кланы, образовавшиеся вследствие распила общенародной собственности УССР, именно он, на каждом повороте истории Украины, выступал в роли спикера элит, озвучивающего новый консенсус по управлению страной. Даже Алексея Арестовича в окружение Зеленского привёл он!
Переворот 2014 года, война на Донбассе, а теперь и российское вторжение стали новым этапом уничтожения украинского экономического потенциала. То есть, уничтожения Украины, как самостоятельной и жизнеспособной единицы. Мы можем сколько угодно гордиться ростом патриотизма и подъемом украинской армии, но все это не имеет смысла там, где люди несчастны и не имеют достаточных средств к существованию. Ведь Украина (Россия, Германия, Франция, США — добавьте любое другое название) существуют вовсе не для того, чтобы гордиться флагом, гимном, футбольной сборной. Не для того, чтобы выкрикивать «слава», зиговать и бить всякого, кто не с нами. Они существуют, для того, чтобы защищать людей, проживающих на территории, под тем, или иным флагом. Иначе оно превращается в монстра. В коррупционную кормушку. Во все то, во что превратили свои страны коррумпированные постсоветские правители.
Данной публикацией мы открываем тему «Украина, которую мы потеряли», где будем подробно рассказывать о разрушениях индустриальной, транспортной, сельскохозяйственной инфраструктуры, которые мы наблюдаем с 2014 года, когда мы вышли на новый этап уничтожения Украины, как вследствие войны, так и в результате необходимости исполнения Украиной обязательств, в рамках договора об Ассоциации с Евросоюзом. При этом война — это не только разрушения, вызванные последствиями боевых действий, но также нарушение логистических цепочек, всевозможные эмбарго, невозможность стандартизации товаров, производимых на территории самопровозглашенных республик. Какое-то время целый ряд предприятий, оказавшихся по ту сторону линии фронта, продолжали работать, завозить продукцию в материковую Украину, даже платить украинские налоги, включая пресловутый военный налог. Но в 2018 году блокада «торговли с оккупантом» с Семёном Семенченко во главе, положила конец и этому. Логистика была остановлена, а предприятия, в следствие форс-мажора, национализированы самопровозглашенными властями. Однако на прежнюю мощность они так и не вышли.
Говоря о разрушении экономики Украины, мы опишем примеры, имевшие место как на подконтрольной, так и на оккупированной территории, начиная с 2014 года, и постараемся найти закономерности. Мы искренне надеемся, что уничтожение Украины и ее экономики не являются целью всех вовлечённых в украинский конфликт иностранных государств. А ещё мы надеемся, что понимание масштабов украинской катастрофы, ее влияния на мировую экономику, заставят украинских, российских и иностранных политиков срочно начать поиск компромисса.
Энергомашспецсталь и Стирол
Среди симпатиков русского мира часто можно услышать мнение, дескать, Россия, в случае взятия под свой контроль территории Украины, непременно спасет украинскую промышленность. А ещё, что без рынков сбыта СНГ украинские, и в частности донбасские предприятия, уйдут в историю. Среди его противников, наоборот, приводятся в качестве аргумента примеры донецких предприятий, успешных до 2014 года, но с приходом ДНР прекративших работу, или работающих на последнем издыхании.
Итак рассмотрим два примера. Два крупнейших предприятия, оказавшиеся по разные стороны линии разграничения (ставшей подвижной). Оба рискуют быть полностью уничтожены вследствие ее изменений, то есть, боевых действий — Краматорский Энергоспецмашсталь и Горловский Стирол. Попробуем разобраться, какие факторы способствовали развитию либо деградации указанных заводов.
История Энергомашспецстали начинается в 1962 году. СССР, осваивающий атомную энергетику, столкнулся с необходимостью производить крупногабаритные изделия из особых видов стали — валы и винты атомных подводных лодок, корпуса атомных реакторов, многотонные литые заготовки для предприятий машиностроения, и т.д. Так было основано новое предприятие, и в 1965 году запущено в эксплуатацию. Специально для нужд нового предприятия, для мощных электродуговых печей были построены два энергоблока Славянской ТЭС. ЭМСС, обладая уникальными возможностями, пережил приватизацию, кризис святых-лихих девяностых, смену собственников, борьбу за активы, гангстерскую возню, ставшую главной приметой эпохи первичного накопления.
В 2010 году контрольный пакет акций завода был куплен российской государственной корпорацией «АТОМЭНЕРГОМАШ». Однако, не смотря на войну, российского собственника, и проистекающие из этого факта проблемы, завод вплоть до 2022 года успешно работал. Пройдя 2014 год, и в обход антироссийских санкций, предприятие продолжало выполняло заказы российских европейских, и мировых машиностроителей и энергетиков. На заводе находятся уникальнейшие печи и прессы. Присмотревшись к экономическим показателям ЭМСС с 2014 года по сегодняшний день, нетрудно прийти к выводу, что после 2014 года (когда Россия стала врагом) ситуация на предприятии почти не ухудшилась.
Несмотря на то, что каждая краматорская собака знает, кто владелец предприятия, и несмотря на то, что после 2014 года в Украине стало трендом «кошмарить» российский бизнес, ЭМСС оставался нетронутым. Завод государства РФ производил в Украине свою продукцию, а средняя зарплата рабочих была самой высокой в городе.
В апреле 2022 года производственные мощности Энергомашспецстали подверглись обстрелам в ходе войны. Были уничтожены несколько цехов и производственных, технологических линий. В настоящее время завод остановлен. Печи потушены. Процессы длительной закалки заготовок и ряд остальных технологических процессов приостановлены. Выполнение заказов отложено на неопределенный срок. На сегодняшний день пакет заказов ЭМСС географически структурирован примерно следующим образом: около 60% — это заказы, не имеющие отношения к Росатому (Франция, Индия, Иран) остальные 40% это заказы материнской компании «РОСАТОМ». Возможно ли, имея в виду уникальную спецификацию и результаты работы ЭМСС за последние десять лет, как либо прогнозировать будущее завода? Возможно вполне. Если Краматорск останется в составе Украины и ЭМСС не национализируют, то он будет работать как в 2014-2020 году. Если же Краматорск и вся Донецкая область войдут в состав России, то в худшую сторону для этого завода ничего не изменится. Если же предприятие окажется в признанной только Россией республике, то столкнется с потерей заказов и трудностями в доставке сырья, необходимостью перестройки логистических цепочек.
В Горловке (ДНР) находится крупнейший в Восточной Европе химический комбинат «Стирол». Предприятие, запущенное в 1929, скоро отметит столетний юбилей. Ассортимент выпускаемой Стиролом продукции начинается аммиаком и заканчивается производством лекарственных препаратов, способных удовлетворить едва ли не треть украинского фармацевтического рынка. Предприятие является собственником уникальнейшей системы трубопроводов позволяющих перекачивать из Тольятти в Горловку газы, нефть, кислоты — все, что угодно. Поставлявлый по трубам товар, перерабатываемый в Горловке, может перекачиваться в Одессу.
Мощность трубопровода позволяет перекачивать ежесуточно около 2,5- 3 тысяч тонн аммиака или других газов или жидкостей. Более того, Горловский завод соединен трубопроводами с Северодонецкими предприятиями химической промышленности (север Луганской области), оттуда трубопроводы идут в Кременчуг (Полтавская область) на нефтеперерабатывающий завод. Есть нить трубопроводов, соединяющая Ровенский завод АЗОТ и Горловский Стирол. Собственником предприятия является украинский олигарх Дмитрий Фирташ.
В советское время объемы производства и прокачки продукции химических предприятий, стоящих на нитях аммиакопровода «Тольятти- Горловка- Одесса» и химических предприятий Кременчуга и Ровно были впечатляющими. До 1991 года на горловском Стироле работало около 4 тысяч сотрудников. В 1996 году на Стироле появилось фармацевтическое производство. В 2010-2012 году концерн провел полную модернизацию фармацевтического производства. В 2004-2006 годах аммиакопровод активно использовался в технологических цепочках Стирола. Существенное снижение объемов производства на предприятии началось в 2014 году, и когда у собственника концерна Стирол, Фирташа, начались проблемы в США.
Во второй половине 2014 года работа предприятия полностью прекратилась. Горловский завод подвергся обстрелам, затем он был национализирован новыми властями, что окончательно обусловило разрушение экономических и логистических связей. В 2015 году фармацевтическое производство на Стироле было восстановлено властями ДНР. Здесь производятся практически все виды лекарственных препаратов, необходимых жителям непризнанных республик, включая наркотические. Объемы производства и количество сотрудников установить практически невозможно, ввиду их секретности. Однако в аптеках ДНР и ЛНР есть препараты производимые в Горловке. Даже на подконтрольной территории Украины в Киеве или Харькове после 2015 года можно было встретить продукцию горловского Стирола, контрабандным путём поставляемая в украинские аптеки.
Согласно официальной версии, фармацевтика из Горловки перебралась в Белую Церковь. Военные непризнанной ДНР, охраняющие Стирол с 2014 года, утверждали, что не давали ничего вывезти с завода в Украину. Собственники «СтиролБиофарм», находящегося в Белой Церкви утверждают, что вывезли из Горловки необходимые материалы и оборудование. По трубопроводу из Тольятти в 2015 и 2018 годах производилась перекачка бензина и дизельного топлива в Горловку. В 2018 году украинская власть узнала, что власти ДНР в сговоре с российскими собственниками трубопровода организовали перекачку топлива через территорию России и через подконтрольные Украине территории Луганской и Донецкой областей. Естественно, эту трубу перекрыли в рамках упомянутой выше блокады имени Семенченко.
Из этого всего следует, что власти самопровозглашенной ДНР и их российские кураторы не смогли, или не захотели восстановить полноценную работу крупнейшего химпредприятия Восточной Европы. В данное время Стирол работает примерно на 20% своих возможностей. Часть его уникального оборудования режется на металлолом. Боевые действия и близость линии разграничения внесли свою коррективу в жизнь Стирола, но власти Горловки и ДНР считают, что у завода несомненно есть надежда на успешное будущее. В их фантазиях космические корабли бороздящие просторы театра военных действий, непременно обеспечат возобновление производства аммиака, селитры, карбамида и органических смол.
Объективно: торговая и экономическая блокада, перекрытый Украиной трубопровод, отсутствие специалистов реально не дают возобновить производство. С 1991 года Стирол продавал в Россию менее трети производимого. Российский рынок минеральных удобрений занят российскими и китайскими производителями, и в будущем Стиролу будет не легко найти свое место. Перспектива предприятия — это технологические возможности трубопроводов, соединяющие крупнейшие химзаводы бывшего СССР и без прямого сотрудничества химиков из Тольятти, Северодонецка, Кременчуга, Ровно и Одесского припортового завода ему очень сложно будет вернуться к старым, довоенным показателям производственной деятельности.