«Сделано в Китае». Догнать и перегнать мировую экономику

В 2015 году Китай приступил к реализации амбициозного плана «Сделано в Китае 2025», целью которого стало достижение самостоятельности в сфере инноваций и укрепления позиций в обрабатывающей промышленности. За оставшиеся восемь месяцев до завершения плана мы можем оценить его успехи и вызовы на фоне геополитических противоречий и торговых войн.

Когда план был впервые представлен, Китай находился на нижнем звене глобальной промышленной цепочки. Западные автопроизводители доминировали на дорогах, американские и европейские самолеты — в небе, а многие китайские заводы зависели от импортных станков. Операционные системы и программное обеспечение поставлялись из США, а базы данных банков контролировались транснациональными корпорациями. Китайская экономика была ориентирована на производство дешевых и технически отсталых товаров.

План «Сделано в Китае 2025» был направлен на изменение этой ситуации, с акцентом на научные и технологические достижения. Цель — производство высококачественной, высокотехнологичной продукции, способной конкурировать на мировом рынке.

Однако, в 2018 году началась торговая война, инициированная США при президенте Дональде Трампе, с целью сорвать планы Китая. Санкции против китайских высокотехнологичных компаний, высокие тарифы и расследования против ученых, сотрудничающих с Китаем, создали серьезные препятствия. Президент Джо Байден продолжил эту политику, усилив ограничения, включая запрет на экспорт чипов в Китай.

Председатель Китая Си Цзиньпин и президент США Джо Байден. Продолжающуюся торговую войну между двумя странами начал бывший президент Дональд Трамп, но продолжил Байден.

С момента начала торговой войны китайское правительство воздерживалось от публичного обсуждения плана «Сделано в Китае 2025», но анализ, проведенный South China Morning Post, показывает, что из 260 целей, поставленных в рамках плана, более 86% были достигнуты. Некоторые цели, такие как развитие электромобилей и возобновляемой энергии, были значительно перевыполнены.

Приближается крайний срок реализации плана «Сделано в Китае 2025», который был составлен в 2015 году. Но, похоже, он находится в хорошей форме: по крайней мере 86 процентов целей достигнуты.

Прогресс очевиден: число электромобилей, купленных китайскими потребителями, превысило количество автомобилей на ископаемом топливе, с популярными местными брендами. Китайский пассажирский самолет C919 обслуживает загруженные маршруты, широкое внедрение технологии 5G позволяет пассажирам пользоваться интернетом даже в туннелях, а умные заводы и автоматизированные терминалы стали нормой.

Десять лет назад в небе Китая доминировали Boeing и Airbus, но теперь C919 китайского производства летает по одним из самых загруженных маршрутов. 

Тем не менее, некоторые цели остаются невыполненными. Прежде всего — передовые технологии фотолитографии. Не удалось приступить к производству собственных межконтинентальных пассажирских самолетов,  или, допустим, не было создано собственных широкополосных спутниковых сетей Интернета. Китай предложил новый амбициозный план по развитию «новых производительных сил», который продолжает инициативу «Сделано в Китае 2025».

Столкнувшись с высококачественной и недорогой высокотехнологической продукцией из Китая, особенно в области фотоэлектрических систем, ветряных турбин и электромобилей, Запад рассматривает возможность нового раунда торговых войн и санкций. Но эффективность этих мер вызывает сомнения. Ограничительные меры Запада оказались ограниченными и иногда даже контрпродуктивными. Одной из наиболее уязвимых областей для Китая остается индустрия информационных технологий, где торговые войны нанесли наибольший урон.

В целом, несмотря на многочисленные препятствия, Китай достиг значительного прогресса в реализации плана «Сделано в Китае 2025». Страна продолжает двигаться вперед, адаптируясь к новым вызовам и укрепляя свои позиции на мировой арене.

Соединенные Штаты и их союзники не только не позволяют китайским компаниям получить доступ к передовым технологиям микросхем, но также затрудняют выход телекоммуникационных продуктов китайского производства, таких как базовые станции 5G, на европейские и американские рынки. Это неизбежное снижение доходов оказывает давление на научные и технологические исследования и разработки.

Глава Казначейства США Джанет Йеллен покидает Китай после «трудных переговоров» и недовольства избыточными мощностями.

Несмотря на эту проблему, Китай достиг большинства целей, поставленных в области интегральных схем, коммуникационного оборудования, операционных систем, промышленного программного обеспечения и интеллектуального производства. Китайские компании теперь могут производить дорогостоящую продукцию, включая серверы, процессоры для настольных ПК, твердотельные накопители, высокоскоростное оптоволокно, промышленные операционные системы и системы больших данных. Некоторые из этих продуктов захватили значительную долю рынка.

Телефоны с искусственным интеллектом стали горячей темой на прошлогодней выставке CES (Consumer Electronics Show), но еще в 2015 году Китай уже включил в свое планирование мобильные чипсеты с усовершенствованным искусственным интеллектом. В настоящее время китайские смартфоны с функциями искусственного интеллекта весьма конкурентоспособны и стали очень востребованной функцией для покупателей.

В области технологии фотолитографии компания Huawei Technologies внедрила процессы двойного или многократного экспонирования для производства высококачественных чипов. Однако Китай еще не добился индустриализации самой передовой технологии фотолитографии EUV, поэтому эта цель не была полностью достигнута.

Цель создания автономного оборудования для измерения и обнаружения также не была достигнута, отчасти потому, что в этой области введено меньше санкций США. Согласно последним отраслевым данным, большинство интеллектуальных счетчиков и оборудования для онлайн-анализа состава, используемого на китайском рынке, по-прежнему являются иностранными брендами. В мире электромобилей технологически продвинутые автомобили, производимые в Китае, активно востребованы потребителями по всему миру, что позволило Китаю в прошлом году обойти Японию в качестве крупнейшего в мире экспортера автомобилей.

Фактически, чем больше признания получают китайские электромобили, тем больше санкций они подвергаются; они стали главной целью нового раунда санкций и тарифов, при этом США и некоторые европейские страны назвали вмешательство правительства Китая причиной своего шага.

Даже китайское правительство не ожидало быстрого роста спроса на электромобили. Согласно целям «Сделано в Китае 2025», годовые продажи электромобилей должны были достичь 3 миллионов к следующему году, но в прошлом году китайские автопроизводители продали около 10 миллионов, причем только BYD Automotive превысила 3 миллиона.

Несмотря на значительные препятствия и давление со стороны Запада, Китай продемонстрировал впечатляющие результаты в рамках программы «Сделано в Китае 2025». Достижения в ключевых областях высоких технологий, включая электромобили и коммуникационное оборудование, подтверждают эффективность стратегического планирования и национального подхода к развитию науки и технологий.

Тем не менее, важные цели, такие как освоение передовой технологии фотолитографии EUV, остаются невыполненными. Китай продолжает искать пути преодоления этих барьеров, разрабатывая и внедряя новые технологии и подходы.

На фоне постоянного давления со стороны США и их союзников Китай продолжает адаптироваться и находить решения для поддержания технологического прогресса и экономического роста. Торговые войны и санкции оказались ограниченными в своей эффективности и иногда даже контрпродуктивными, что только усиливает решимость Китая достигнуть полной технологической независимости и укрепить свои позиции на мировом рынке.

В ближайшие годы Китай, вероятно, продолжит реализацию амбициозных планов, направленных на развитие новых производительных сил и укрепление своих позиций в высокотехнологичных отраслях. Успехи, достигнутые в рамках плана «Сделано в Китае 2025», свидетельствуют о значительных возможностях и потенциале страны, несмотря на все препятствия.

C919: первый китайский авиалайнер дебютирует на международном уровне

Китайские электромобили не только конкурентоспособны по цене, но и технологически опережают своих конкурентов. Еще десять лет назад китайское правительство поставило в качестве национальной цели разработку недорогого, высокопроизводительного автомобильного лидара. Это позволило китайским автопроизводителям создать более надежные и мощные интеллектуальные системы вождения, чем у конкурентов, таких как Tesla, которые не используют лидар.

Сегодня новые автомобили китайских марок могут подключаться к Интернету и предоставлять богатые развлекательные возможности – то, что также планировалось десять лет назад. Интеграция с сетью позволяет улучшать пользовательский опыт, предоставляя доступ к широкому спектру онлайн-сервисов, начиная от навигации и заканчивая потоковым видео и музыкой.

Конечно, некоторые цели были поставлены слишком оптимистично. Например, требование к плотности энергии для автомобильных аккумуляторов было установлено на уровне 400 ватт-часов на килограмм, но сейчас основные продукты на рынке имеют плотность чуть более 200 Втч/кг. На данный момент цель достижения полностью автономного вождения к следующему году также кажется далекой. Разработка и внедрение таких технологий сталкиваются с рядом технических и регуляторных препятствий.

Кроме того, за исключением Huawei, большинство китайских автопроизводителей по-прежнему полагаются на американские компании, такие как NVIDIA, в своих чипах для автономного вождения, что не соответствует целевому уровню локализации. Тем не менее, некоторые инсайдеры полагают, что с этого года использование китайских высокопроизводительных чипов в электромобилях значительно увеличится. Ускорение разработки и внедрения собственных решений в этой области является приоритетной задачей для достижения технологической независимости.

Несмотря на эти вызовы, Китай продолжает делать значительные шаги в реализации своей программы «Сделано в Китае 2025». Достижения в области производства электромобилей, коммуникационного оборудования и высокотехнологичных продуктов демонстрируют способность страны адаптироваться и преодолевать международные барьеры.

Успехи китайских компаний в области разработки и производства высокотехнологичных продуктов свидетельствуют о значительном прогрессе, достигнутом благодаря долгосрочным инвестициям в науку и технологии. Китай продемонстрировал свою способность не только догонять, но и опережать мировых лидеров в ряде ключевых отраслей.

В заключение, «Сделано в Китае 2025» оказалась не просто амбициозной программой, а реальным двигателем изменений, который существенно преобразил китайскую экономику и промышленность. Успехи в реализации программы показывают, что Китай готов и дальше продвигаться к своим целям, несмотря на внешнее давление и сложные вызовы. Страна продолжит стремиться к технологической независимости и лидерству в глобальной экономике, используя накопленный опыт и достигнутые результаты для реализации новых амбициозных планов.

Социальные роботы китайского производства могут помочь стареющему населению страны.

Аэрокосмическая отрасль Китая долгое время находилась под жесткими санкциями, что осложняло доступ к американским чипам, компонентам и технологиям. Более того, незападные спутники, использующие американские технологии, не могли быть запущены в Китае, а ученым НАСА по закону запрещено любое общение с китайскими коллегами. Эти строгие ограничения заставили китайских ученых и инженеров полагаться исключительно на свои собственные усилия, что, в свою очередь, принесло свои плоды.

Китай достиг значительных успехов в аэрокосмической отрасли, реализовав почти все поставленные цели. Среди этих достижений – высадка беспилотных аппаратов на Марс, создание глобальной спутниковой навигационной системы Бэйдоу, постройка космической станции, высадка аппаратов на обратной стороне Луны и создание крупнейшей в мире сети коммерческих спутников для наблюдения за Землей. Вдобавок, несколько китайских космических компаний планируют запустить многоразовые ракеты в ближайшее время, что может позволить достичь этой цели в срок.

Однако не все планы были реализованы так быстро, как ожидалось. Так, скорость создания гигантской группировки интернет-спутников, способной конкурировать со Starlink, продвигается медленнее, чем планировалось. Также, план исследования астероидов, запуск которого первоначально планировался на 2023 год, был перенесен на 2025 год.

В секторе энергетических технологий Китай также продемонстрировал значительные достижения, превратившись из преследователя в лидера. 

В рамках плана «Сделано в Китае 2025» китайские ученые и инженеры разработали самые эффективные и чистые в мире угольные электростанции, а также новое поколение технологий ядерной энергетики. Эти достижения включают высокотемпературные реакторы с газовым охлаждением, быстрые реакторы с натриевым охлаждением и реакторы на расплавленных солях на основе тория.

Китай также добился значительных успехов в создании мощных гидроэлектростанций, эффективных солнечных электростанций, мощных ветряных турбин и самой передовой и крупной сети передачи и распределения энергии на большие расстояния. Эти достижения укрепили позиции страны как мирового лидера в области возобновляемой энергетики и устойчивого развития.

Достижения Китая в рамках программы «Сделано в Китае 2025» повысили глобальную конкурентоспособность всего производственного сектора страны. Технологический прорыв, достигнутый в различных отраслях, также потенциально повлияет на будущую конкуренцию в области искусственного интеллекта (ИИ), особенно учитывая высокое энергопотребление ИИ.

Однако, несмотря на значительные успехи, некоторые цели пока остаются недостигнутыми. Среди таких целей — создание газотурбинного электроэнергетического оборудования сверхвысокой мощности и атомного водо-водяного реактора мощностью 2 гигаватта.

В других секторах, таких как робототехника, сельскохозяйственная техника, биофармацевтика и морская техника, Китай достиг всех поставленных целей. Например, китайские компании разработали и изготовили самую совершенную в мире сверхпроводящую магнитно-резонансную систему, которая генерирует магнитное поле силой 5 Тесла — это на 70 процентов выше запланированного показателя. Более того, стоимость этой системы составляет лишь одну десятую от стоимости аналогичной западной продукции, что значительно снижает расходы на медицинские обследования для китайских пациентов, нуждающихся в МРТ.

Китайские фармацевтические компании также добились значительных успехов. Противораковые препараты, разработанные в Китае, начали поступать на рынок США, причем их цена значительно ниже чем цены на аналогичные препараты западных конкурентов .

Технологические достижения значительно увеличили сельскохозяйственное производство Китая. Несмотря на ограниченность посевных площадей, Китай производит более половины овощей на мировом рынке, во многом благодаря использованию дронов, автоматических сеялок и биотехнологий.

Продукты китайских компаний, такие как роботы-собаки, также обошли международных конкурентов благодаря лучшим характеристикам и низким ценам. В судостроении Китай стал крупнейшим производителем гражданских и военных судов, причем большая часть ключевого оборудования теперь является самодостаточной.

Однако, сектор новых материалов остается самым незавершенным, достигнув лишь 75 процентов от запланированных целей. Ожидаемые цели включают индустриализацию крупногабаритных нелинейных кристаллов глубокого ультрафиолета, недорогого порошка титанового сплава, некоторых специальных сверхпроводящих материалов, материалов графеновых электродов для удвоения запаса хода автомобилей с литий-ионными аккумуляторами, а также некоторых специальных химических материалов.

«Китай в основном достиг цели, поставленной 10 лет назад», — считает Занг Цзиюань, ученый, специализирующийся на стратегических исследованиях производственного сектора Китая в Китайской инженерной академии (CAE). «Развитие производства в Китае никогда не стояло на месте, а сдерживание со стороны Запада ускоряет усилия Китая по достижению технологической самостоятельности».

Многие страны также инициировали программы поддержки своих производственных секторов, стремясь укрепить свою конкурентоспособность на мировой арене. Например, Германия в апреле 2013 года запустила программу «Индустрия 4.0», направленную на оцифровку данных о поставках, производстве и продажах в производственных процессах. Примерно в то же время США начали свою «Промышленную интернет-революцию», ориентированную на улучшение промышленных процессов с помощью Интернета вещей и технологий больших данных.

Япония в мае 2015 года инициировала план цифровой модернизации своего производственного сектора, а Франция запустила программу «Новая индустриальная Франция», направленную на адаптацию цифровизации и интеллектуальных технологий.

С 2012 года группа исследователей Китайской академии инженерных наук (CAE) работает над системой оценки эффективности и силы производственного сектора в девяти крупнейших странах мира. Результаты показывают, что Китай добился значительного прогресса за последнее десятилетие.

Эта система оценки учитывает не только общий объем производства, но и такие аспекты, как экономическая эффективность, инновации и промышленная структура. Производственный сектор страны получает более высокий балл, если у него больше всемирно признанных брендов, высокая интенсивность инвестиций в научные исследования и разработки (НИОКР), а также высокая прибыльность продукции.

В 2012 году Китай набрал 89 баллов, заняв четвертое место в мире, в то время как тройку лидеров составили США (156), Япония (126) и Германия (119).

Согласно последнему годовому отчету, опубликованному в конце декабря прошлого года, Китай в 2022 году все еще находился на четвертом месте, но разрыв между его показателями и показателями трех других стран сократился: США, Германия, Япония и Китай набрали 182, 133, 126 и 124 балла соответственно.

Если судить только по этому индексу, Германия и Япония сохранили относительно стабильные темпы, в то время как США продолжают добиваться быстрого прогресса и значительно опережают другие страны.

Заключение

Хотя Китай достиг значительных успехов в рамках программы «Сделано в Китае 2025», его производственный сектор все еще сталкивается с множеством вызовов и конкуренции на международной арене. В то время как другие крупные экономики, такие как Германия, Япония и США, также реализуют свои стратегические инициативы для укрепления своих промышленных позиций, Китай стремится не только догнать, но и обойти своих конкурентов.

Исследования показывают, что Китай уверенно сокращает разрыв, особенно в таких ключевых отраслях, как технологии и энергетика. Внедрение инноваций, повышение эффективности и устойчивое развитие остаются основными приоритетами для Китая в достижении своих долгосрочных целей.

«США по-прежнему являются бесспорным мировым лидером в производстве, особенно в таких отраслях, как военные технологии и аэрокосмическая промышленность», — сказал Занг Цзиюань. Однако, несмотря на продолжающееся лидерство США, Китай демонстрирует стабильный прогресс и готовность к дальнейшим достижениям в будущем.

Сдерживание со стороны Запада лишь ускоряет усилия Китая по достижению технологической самостоятельности, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности китайского производства на мировой арене. В условиях глобальной конкуренции, инициатива «Сделано в Китае 2025» продолжает играть ключевую роль в трансформации и модернизации китайской промышленности, прокладывая путь для новых достижений в ближайшие годы.

ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon