Зачем нужна «оптимизация» вузов, но почему она не поможет?

Всемирный Банк считает украинскую систему вузовского образования неэффективной и предлагает его сократить. Эта новость, помноженная на зашкаливающий в нашей стране коэффициент популизма, взывает к благородному негодованию. «Украинцев превращают в нацию идиотов», — рвёт на себе волосы под воздействием броских заголовков обыватель, ещё позавчера сетовавший на идиотизацию, абсолютный упадок и поголовную безграмотность, особенно молодежи. Однако, логичным становится следующий вопрос: если безграмотность действительно носит тотальный характер, то что крамольного в констатации факта неэффективности отечественного образования? В конце концов, эффективная система образования не должна выпускать идиотов. А если выпускает, то как гласит народная мудрость: снявши голову, по волосам не плачут.

Между тем, вопрос об эффективности высших учебных заведений и необходимости их сокращений куда сложнее, чем позиция Всемирного Банка и его недоброжелателей, и однозначного ответа на него просто не существует. И аргументов у каждой из сторон целая куча, и меркантильных мотивов в рукаве. И если мы действительно хотим разобраться в проблеме и дать на него взвешенный ответ, то лучше не нагнетать эмоции, а спокойно разобраться в вопросе и принять оптимальное решение. Оптимальное — в смысле не для всемирных банкиров, любителей патриотических лозунгов, или просто тех, кто привык хаять любую инициативу глобального управления, якобы стремящегося всеми силами нам напакостить. А оптимальное с точки зрения будущего страны.

Напомню, что нравится нам это или нет, аналогичную политику отчасти проводили и в СССР. Нет, там не закрывали ВУЗЫ, там даже открывали новые. Но в тоже время, в СССР требовали от директоров школ статистики не столько по поступлениям в институты , но, прежде всего, по поступающих в ПТУ. Ибо инженеры и ученные, нравится нам это или нет, не имеют никакого смысла в условиях отсутствия квалифицированных рабочих — их достижения будет попросту некому претворять в жизнь.

Интеллигенция, кстати, тогда тоже возмущалась, точно также утверждая, что власть строит нацию идиотов. Ситуация, впрочем, была переломлена после распада СССР. Тогда профтехучилища стали массово закрываться, а на базе среднетехнических учебных заведений (и безо всякой базы) как грибы стали расти колледжи, институты и даже университеты. Вот только, больше умных и образованных людей от этого не стало. Наоборот, процесс начал носить полностью противоположный характер. Больше того, новые образовательные заведения давали, как правило, гуманитарное образование, однако именно в гуманитарных вопросах наше общество стало превращаться в страну дураков и мракобесов, пока уверенно не пришла к идеям крайне правого, то есть, антигуманитарного и антигуманного толка.

Почему так вышло? Да потому, что как учил Василий Алибабаевич в фильме Джентельмены Удачи, объём бензина можно увеличить, разбавив его ослиной мочой, а объём пива — за счёт пены. Главное — бочку взболтать хорошенько. Вот только бензин от этого будет гореть как пивная пена, а пиво станет похоже на ослиную мочу.

И вроде прав получается Всемирный Банк, вот только бензин от мочи тоже уже не отделить. Моча — это же не вода, и на дно не осядет. То есть, сократив число высшеобразовательных учреждений, мы уволим не только плохих преподавателей, мы уволим всех подряд. И хороших даже чаще. Ибо останутся не столько умные, сколько лояльные. А ещё сократим места для специалистов, выталкивая их в маргинес и за границу. Вот и получается, что не так уж и неправы были советские бонзы, планировавшие количества мест в вузах на основании потребности в рабочих местах. И Всемирный Банк, как бы мы не относились к его политике, занимается прежде всего тем же делом — пытается планировать количество специалистов, исходя из потребностей государства. Ибо даже рынок должен быть регулируемым не невидимой рукой, а вполне конкретными специалистами, как в условиях патерналистской, так и в условиях либеральной экономической модели.

Добавить комментарий
ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon