Украина не получит выгоды от запрета на полеты западных кампаний через Белоруссию, как обещал глава МИД Дмитрий Кулеба. Эту золотую жилу собираются отдать странам Балтии, если смогут. Точнее, если этому не воспрепятствует Россия, уже показательно отменившая рейс транспортного самолёта Австрийских авиалиний из Вены в китайский Нанкин в обход Белоруссии. И это, разумеется, только начало. Теоретически РФ, в ответ на санкции против Белоруссии, может нанести огромный урон международным авиаперевозкам, поскольку контролирует значительную часть Арктики, в то время, как летать лучше поближе к полюсам. По сути, на карту поставлена львиная доля прямых авиасообщений Европа-Азия. И это как минимум, а как максимум — весь современный миропорядок.
Однако, обо всем по порядку. Как известно, регулированием вопросов международных перевозок занимается Международная организация гражданских перевозок ИКАО — специализированное агентство ООН, такое же, как Всемирная торговая организация ВТО, Всемирная организация здравоохранения ВОЗ, Международное агентство ядерной безопасности МАГАТЭ, Агентство по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО, и прочие, всего 17 организаций.
При этом в США, России, и ряде других влиятельных стран в последние годы растёт скепсис в отношении эффективности и беспристрастности деятельности этих организаций. Отчасти обвинения справедливы, например, когда речь заходит о деятельности Всемирного банка. Трудно отрицать его не совсем корректную политику в отношении сильных и слабых стран. Часто спецагентства ООН демонстрируют предвзятость. Ещё чаще — вопиющую неэффективность. Например, сегодня в эпоху санкционных войн, смешно говорить всерьёз о ВТО.
Вот только упразднение этих учреждений равносильно отказу от всякого диалога. В частности, 31 декабря 2018 года США и Израиль покинули организацию ЮНЕСКО из-за разногласий по палестинскому вопросу. Поводом стало вступление в ЮНЕСКО Палестины в статусе полноценного члена, то есть, как самостоятельного государства. По сути же, позиция Израиля, скорее, объясняется наличием масштабных проектов строительства библейских декораций на месте древних арабских святынь, построенных на месте еврейских памятников. Например, разрушенного римлянами Храма Соломона, на месте которого стоит древняя мечеть Аль-Акса, и на территории которого в ходе недавнего израильских-палестинского кризиса возник пожар. В случае же США, то помимо поддержки союзника, мотивом может стать нежелание нести ответственность за урон, наносимый культурным ценностям вследствие организованных США ближневосточных войн.
Ситуация вокруг белорусского кейса теперь ставит под сомнение существование ИКАО — специализированного учреждения ООН, деятельность которого теряет смысл в случае выхода из неё РФ — страны, обладающей самой большой территорией, да ещё и вокруг северного полюса. А Россия реально может эту организацию покинуть. Тем более, что в авиаиндустрии существует серьёзное недовольство реформами, на которые пришлось идти правительству в ходе согласования работы системы авиаперевозок со стандартами ИКАО. Например, пришлось переводить на английский всю коммуникацию пилотов и диспетчеров и измерять высоту в футах. Дело вроде бы нехитрое, но вы поставьте себя на место пилота, всю жизнь проработавшего, например, в полярной авиации, и которому вдруг приходится переучиваться, ещё и английский зачем-то учить. А тут такой повод замечательный. При этом, среди ведомственного начальства немало людей именно с такой позицией. А что до краха отрасли — так будут компании договариваться на прямую. Роль же фактического монополиста на многие из транспортных коридоров лишь увеличит доходы. Так, по крайней мере, считают некоторые из узкоспециализированных экспертов.
Разумеется, соблазн отказаться от ООН, как регулятора сегодня велик. Многие сильные страны рассуждают примерно так же, как рассуждают упомянутые выше российские авиаторы.