На самом деле Россия не вывозит оборудование с донбасских заводов, но ситуация там все равно ужасна

Продолжая тему разрушения украинской экономики вследствие боевых действий, о котором мы писали в двух предыдущих публикациях, Либерал решил остановиться на теме украинских предприятиях на неподконтрольной территории, и теме их разворовывание и вывоза в РФ.

Поскольку с тех пор, как в Донецке и Луганске начали хозяйничать россияне, украинские СМИ, власти и инфлюенсеры принялись, в формате нового пространства информационной войны, тиражировать негативную информацию касательно их руководства экономикой региона.Так, одним из главных пропагандистских треков стала тема «оккупанты уничтожают промышленность Донбасса и вывозят в Россию целые заводы». Неискушенному обывателю, для которого тема  донецкой промышленности — это пустой звук, но который твёрдо заучил, в какие моменты следует кричать «ганьба», а когда «слава», все выглядит вполне убедительно. А вот те, кому тема донецких предприятий не была чужда и до 2014 года, терзаются смутными сомнениям касательно приводимой отечественной пропагандистской машиной информации.

Возьмем для примера списки якобы разграбленных россиянами и вывезенных в РФ заводов, которые в первые годы войны активно продвигал блогер Денис Казанский, работавший на тот момент непосредственно в медиа структурах Петра Порошенко. А потому неудивительно, что первая же попытка  разобраться в теме, изучив по отдельности каждый озвученный блогером кейс, обнажает откровенную ложь и чистой воды манипуляции.  

Приведу примеры: 

Луганский электромашиностроительный завод

Предприятие специализировалось на производстве оборудования для обогащения угля, руд, горно-химического сырья, а также других нерудных материалов, обезвоживания, магнитной сепарации, переработки вторичного сырья, очистки запыленных газов и сточных вод, а также котельного и котельно-вспомогательного оборудования. Казанский утверждает, что завод этот вывезли россияне. По факту, перенос предприятия в Ростовскую область действительно имел место, но речь идёт не о кознях Москвы, а о решении владельцев и руководства предприятия. Причина — боевые действия. В частности, совладелец предприятия Вячеслав Краюшкин, обьясняет вынужденный переезд завода из Луганска в Каменск-Шахтинский, как вынужденную меру. Так, утверждает акционер, удалось спасти бизнес и дать возможность рабочим также переехать и иметь средства для существования. В настоящее время предприятие целиком интегрировалось в российскую экономику вместе с несколькими сотнями луганчан, которые уехали вслед за своим рабочим местом. Можно ли это назвать грабежом и мародерством? Нет конечно… 

Луганский вагоностроительный завод

Легенда российского и советского паровозостроения, производства локомотивов и железнодорожных вагонов, был основан в 1895 году немецким промышленником Густавом Гартманом и назывался «Паровозостроительный завод Русского общества машиностроительных заводов Гартмана в Луганске». Поезда производства Луганского вагоностроительного завода, до сегодняшнего дня, эксплуатируют  на железных дорогах всего бывшего СССР. 

После развала СССР предприятие тщетно выживало: сперва его пытались переориентировать на производство трамваев, однако, по указанию президента Кучмы, производство трамваев и всю разработанную луганчанами документацию передали в Днепропетровск. 23 марта 2007 года фонд госимущества Украины продал завод российскому «Трансмашхолдингу» за 58 млн долларов. После смены владельцев предприятие начало развиваться. Российский концерн производителей железнодорожной техники использовал мощности луганского завода. Например, гордость российских железнодорожников электропоезд «Ласточка» разработанный компанией «Сименс», почти на 20% состоит из деталей и узлов произведенных в Луганске. 

В 2014 году производство было полностью остановлено. В 2015 году Трансмашхолдинг принял решение о частичной эвакуации луганского завода. Многие сотрудники и оборудование предприятия благополучно перебрались на другие заводы российского железнодорожного концерна. И вот, глядя на это, возникает простой вопрос: так что же грабили на луганском вагоностроительном заводе россияне, если в 2007 году они сами этот завод купили? Можно ли назвать грабежом эвакуацию российским акционерным обществом, возглавляемым олигархами, вхожими в Кремль, их же актива? Что там можно было грабить и уничтожать, если сами владельцы в 2019 году заявили об успешной эвакуации завода из зоны боевых действий? 

Ясиноватский машиностроительный завод

Предприятие горного машиностроения, находящееся в городе Ясиноватая Донецкой области, специализируется на производстве горно-шахтного оборудования. Если верить словам украинских СМИ и опять таки донецкому журналисту Казанскому, в 2014-2016 году и этот завод разграбили и уничтожили власти ДНР и россияне. Если поинтересоваться глубже, можно выяснить, что национализированное ДНР предприятие в последние годы работало. Например, в 2020 году на заводе было выпущено два десятка шахтных проходческих комбайна,которые купили российские и казахстанские шахтеры. В сети масса фото и видео контента, где власти ДНР позируют на фоне цехов предприятия и на фоне произведенной и отгруженной заказчикам продукции. Так что же в Ясиноватой разграбили, уничтожили и вывезли, так же не ясно до конца. 

Донецкий кабельный завод 

Это предприятие также упоминается в списках и сводках касательно грабежей и вывоза украинских предприятий. Никаких доказательств того, что собственность братьев Клюевых, которые сбежали в Россию вместе с Януковичем, разграбили и вывезли, нет. Более того, на российском рынке кабельно-проводниковой продукции встречаются провода и кабели произведенные в Донецке в 2019 году. Объемы производства по сравнению с началом двухтысячных конечно не сравнимы, но если завод вывезли и разграбили, то там не сделают и гвоздя, не говоря уже об электротехнической кабельно-проводниковой продукции. 

Харцызский трубный завод 

По версии Дениса Казанского и украинских СМИ, он тоже был вывезен, разрушен и разграблен до основания. Только непонятно, каким образом, при этом, харцызские металлурги на «разграбленом и разворованом» заводе в 2020 году смогли сделать более тридцати тысяч тонн труб большого и малого диаметра для российского Газпрома, тоже не ясно. Каким образом на разграбленном заводе работают около семи сотен жителей Харцызска, украинские власти и журналисты поющие под дудки властей не объясняют. 

Между тем, все это отнюдь не истории успеха. Эвакуация предприятий российскими и беглыми акционерами — это, так или иначе, удар по промышленной инфраструктуре, кормившей не только Донбасс, но и значительную часть Украины. Не повод для гордости и работа в половину, а то и треть своих возможностей. Даже предприятия вроде Харцызского трубного были вынуждены резко снизить зарплаты и социальное положение своих работников. Тем более, мы вовсе не пытаемся изобразить российское руководство в качестве вдумчивого и рачительного хозяина. Ибо значительная часть производств Донбасса остаются нерабочими. Даже если выпускали пользующийся высоким спросом продукт, например алюминиевый профиль. 

Завод алюминиевых профилей

Донецкий завод алюминиевых профилей — ещё один флагман донбасской промышленности. По состоянию на 2010 год это предприятие завоевало более 80% рынка отечественных алюминиевых изделий Украины. Современное строительство, аэропорты, стадионы к Евро 2012 — все это донецкий профиль. 

В 2014 году в Донецке начались боевые действия. Тогда же, в мае 2014 года, завод был остановлен. В 2015 году предприятие национализировали власти самопровозглашенной ДНР, которые попытались возобновить производство, найти российских инвесторов, но, увы, безуспешно. В ходе боевых действий завод был уничтожен. 25 сентября 2019 года из-за обстрелов на заводе начался крупный пожар. Были уничтожены два цеха и заводская электроподстанция. 18 октября 2021 года территория предприятия снова подверглась обстрелам. Более 80% производственных мощностей безвозвратно утеряны. Крупнейший украинский производитель изделий из алюминия навсегда ушел в историю. 

И это лишь один из примеров. Линия разграничения, как правило, находится в промзоне. А значит целая куча предприятий превращены в пространство для игры в танки и Контроль-Страйк в реальной жизни. Именно война, а не козни россиян — вот главный фактор, обуславливающий разрушение экономики на контролируемых Киевом территориях.

Добавить комментарий
ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon