Как Украина утопила свое судоходство и судостроение

Оппозиционные украинские  ТГ каналы пишут о надвигающемся кризисе в связи с нехваткой специалистов, на этот раз в сфере гражданской авиации. Трех месяцев остановки работы отечественных аэропортов оказалось достаточно, чтобы такие востребованные во всем мире профессионалы как авиадиспетчеры, массово собрали манатки и покинули страну. Теперь, пишут эксперты, совершенно непонятно, как вся система будет работать после войны. 

В этом контексте хочется вспомнить Украину Януковича, которую мы потеряли. Виктор Фёдорович, как логист, прежде всего видел перспективы Украины как транспортного коридора и стремился развивать его в первую очередь. Он расстроил аэропорты к Чемпионату мира, строил транспортные развязки вокруг больших городов. Но главным его проектом было развитие портов, куда Украина уже начала заводить иностранный капитал, прежде всего китайский. 

Теперь, вот, по итогам Майдана, в затем и донбасской и российско-украинской войны, речь идёт уже не о заморозке любого развития транспортных коридоров, но риске окончательно потерять выход к морю, что рассматривается аналитиками как одна из реальных целей. И действительно, Украина уже потеряла два морских порта Азовского моря: Мариуполь и Бердянск. Утерян контроль над портом Херсона. Под постоянными обстрелами город судостроителей Николаев. Впрочем, к моменту начала войны наше морское хозяйство уже представляло жалкое зрелище. 

С обретением независимости Украина начала терять свои позиции в судоходстве и судостроении. Апофеозом происходящего с этими отраслями в начале 90-х стала продажа Украиной Китаю недостроенного крейсера Варяг по цене металлолома, который Китай покупал не для военных целей, но после все же сделал из Варяга полноценный боевой корабль и еще якобы предъявил Украине какие-то претензии касательно дефекта корпуса.   

Если ситуацию с судоходством как-то поправили в лучшую сторону украинские аграрии, металлурги и иностранные судоходные компании, выполняющие морские перевозки под украинским флагом, то судостроение в Украине практически уничтожено, если сравнивать с объемами производства в советское время. По состоянию на начало 2022 года кроме киевского судоремонтного завода, который находится в собственности Порошенко, в отрасли судостроения работает завод компании Нибулон в Николаеве и херсонский судостроительный завод. 

Киевский судостроительно-судоремонтный завод последний раз выполнил заказ Укроборонпрома, и после 2014 года выпустил пару малых десантных кораблей для украинской армии. Для гражданского и пассажирского судостроения предприятие выполняло ремонт судов. Последний паром был изготовлен на заводе в 2008 году. В 2012 году предприятие выполнило капитальный ремонт двух суден на подводных крыльях. Было анонсировано пассажирское сообщение между Киевом и Каневом, но это все так и осталось в проектах. Отремонтированная «Ракета» стоит у причала и очень редко бегает по Днепру. С момента начала второго витка войны судоходство по Днепру остановлено. Работа завода также остановлена на неопределенный срок. 

Другое действующее предприятие судостроения Украины принадлежит частной компании Нибулон и в большей части ориентировано на интересы и потребности украинских «зерновых магнатов». За годы независимости компания построила более десятка буксиров, катеров, плавкранов, других суден и различного судоходного оборудования. Производственные мощности компании находятся в Николаеве, и у завода на 2022 год были неплохие планы, но военные действия и блокировка Россией акватории Черного моря внесли свои коррективы в планы Нибулона.

История судостроения в Николаеве начинается в конце 18 века. Датой основания николаевской судостроительной верфи считается 21 июля 1788 года, когда вышел приказ Екатеринославского генерал-губернатора Г.А. Потемкина о заложении первой судостроительной верфи на Черном море в устье реки Ингул. В 1790 году николаевская судостроительная верфь спустила на воду свой первый корабль: 44 пушечный «Святой Николай». С этого началась история черноморского флота Российской империи. После революции и распада Российской империи большевики национализировали николаевские судостроительные верфи. Судостроение в городе возродилось ударными коммунистическими темпами. Здесь были созданы броненосцы и крупнейшие в мире авианосцы. Здесь строили подводные лодки, и все чем гордился советский военный флот. Гражданскому судостроению в Николаеве тоже было место. Экономические показатели николаевских судостроителей были довольно внушительны. В отрасли было занято более сотни тысяч жителей города. 

 После 1991 года николаевское судостроение  начало захлебываться без государственных заказов и без нужды строить военные корабли. 

В 2020 стал банкротом Судостроительный завод имени 61 коммунара (Николаевский судостроительный завод) на котором когда-то выпускали большие и малые противолодочные  корабли, эсминцы и подводные лодки проекта «Щука». 

В 2021 году обанкротился Черноморский судостроительный завод, где производились все авианосцы СССР. Последний собственник завода, «Смарт Мэритайм Груп — Николаевская верфь» входил в группу «Смарт-Холдинг» украинского олигарха российского происхождения Вадима Новинского. Как ни пытались спасти, либо перепрофилировать предприятие не получилось ничего. В период с 1948 по 1997 годы черноморский судостроительный завод построил более тысячи единиц подводных лодок, авианосцев, эсминцев, барж, плавкранов, сухогрузов. 

Судостроительный завод «Океан» в том же Николаеве основан в 1951 году. После банкротства в 2013 и сменой собственников в 2018 году предприятие заработало. В 2020 году были сданы два несамоходных судна (пр. 472-РТ) по заказу голландской компании. 

ВУкраине есть еще несколько мелких судостроительных и судоремонтных заводов. Например, Херсонский судостроительный завод выпускающий и ремонтирующий сухогрузы. Последний значимый заказ — это вышедший из доков херсонсих судостроителей многоцелевой корабль, нефтесборник проекта НМ 440 в 2017 году. Мариупольский судостроительный завод практически уничтожен в ходе боевых действий. Одесский судостроительный завод «Украина», которому более двух сотен лет, снесли в 2018 году. 

Глядя на такое положение дел, напрашивается  вывод, что судостроительная отрасль Украины практически уничтожена. То, что выпускают и еще пока способны выпускать Нибулон, Кузня на Рыбальском или Херсонский судостроительный завод, не охватывает и 20% того, что делали судостроители советской Украины. Вместе с потерей двух николаевских судостроительных заводов Украина потеряла возможность строить военные суда и даже подводные лодки. Гордость советского военно-морского флота, большая часть современного флота России, включая единственный в России авианосец Адмирал Кузнецов — это все что осталось от николаевского военного судостроения, которое берет свое начало в далеком 18 веке с указа князя Потемкина о строительстве верфи в устье реки Ингул. 

Подводя итоги, следует признать, что обладая колоссальными возможностями транспортной сверхдержавы, Украина за десятилетия своей независимости не просто пустила все эти возможности на ветер, но последовательно, начиная с банкротства Одесского пароходства (концерн Бласко) последовательно уничтожала свои перспективы в этом секторе. 

Почему так получилось? Элементарно! Евроатлантический мир, его гегемония и даже его целостность могут быть поставлены под сомнение развитием большого евразийского транспортного коридора Азия — РФ — Украина. Запад не хотел видеть нас мостом, при этом логика такова, что мост, если его действительно хотят закрыть, превращается в блокпост. Украина, в ее нынешнем виде — это и есть блокпост между Россией и Европой, делающий сообщение невозможным. 

Есть ли из этой ситуации выход? — спросит читатель. Разумеется есть, если его действительно искать, а не пытается жить на тушенке из военной гуманитарки. Даже без моря Украина — важная транспортная магистраль. И Одесса — крупнейший порт, пока ещё остаётся под украинским контролем. Она не будет захвачена, если война будет прекращена раньше. И даже Николаев. 

И напоследок о китайских инвестициях, которые ещё при Януковиче должны были зайти на украинский юг: фермерство на Херсонщине и Николаевщине, завод Мотор-Сич, николаевское кораблестроение и херсонский порт — накануне войны по окрику НАТО была остановлена сделка по Мотор-Сич. Не думаю, что РФ решилась бы захватывать юг, если бы китайские партнеры производили там вертолетные двигатели и собирали урожай помидоров. 

Добавить комментарий
ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon