Как сдувается и хиреет военная пропаганда

Спустя полтора года активных боевых действий между Россией и Украиной у пропагандистов с обеих сторон наступил кризис жанра. События на линии боевого соприкосновения в последние недели меняются мало: контрнаступление Украины не то захлебнулось, не то идет ни шатко ни валко. Атаки дронов и всего прочего на российские города и объекты Черноморского флота в Крыму рутинизировались и уже не являются сенсацией для новостных каналов. А Украина по-прежнему ведет переговоры о поставках оружия, но и на этом направлении не происходит ничего принципиально важного: что-то, конечно, обещают и, разумеется, рано или поздно дадут, однако и темпы, и объемы этих поставок вряд ли что-то изменят в текущей ситуации.

Война затягивается на неопределенный срок, и с креативом у обеих сторон становится все хуже. Российские пропагандисты традиционно ужасаются жестокости ВСУ, выкладывая невнятные ролики вроде того, в котором украинские военнослужащие гонят на минное поле российских военнопленных — толком в этих роликах мало что можно понять. Ну и восхищаются милосердием русских солдат, которые всегда готовы сбросить раненому противнику с коптера аптечку, а не гранату, как их противники. Говорить о правдивости или адекватности таких сообщений на 19-м месяце всерьез говорить трудно: не стоит село без праведника, да и в семье не без урода, так что сами по себе эти истории уже ничего не объясняют и выглядят совершенно бессмысленными – свое мнение по поводу нравственных качеств участников конфликта давно и прочно сформировано у любого жителя по обе стороны ЛБС.

На фоне огромного количества сообщений о «насильственной мобилизации» в Украине в России вспоминают о годовщине своей мобилизации и пытаются доказать населению, что новой волны мобилизации не будет, поскольку за минувший год набрано ровно столько контрактников, сколько нужно для боевых действий. В Украине и на политэмигрантских ютьюб-каналах россиянам рекомендуют не расслабляться и не верить заявлениям официальных лиц об отсутствии необходимости мобилизации, а с российских госканалов, в частности, в эфире шоу Владимира Соловьева, настойчиво советуют государству отправлять наконец в зону боевых действий срочников.

Иногда парадоксальным образом украинская и российская пропаганда сливаются настолько, что уже трудно понять, где фейк противника, а где – реальные призывы и идеи. В частности, патриотическая общественность России с восторгом восприняла рекламу контрактной службы «Выбери город своей мечты» (https://yandex.ru/video/preview/17809649893207095457), в котором двое контрактников обсуждают, где купят квартиры после взятия Киева и Одессы. Впрочем, довольно быстро выяснилось, что ролик этот сняли вовсе не по контракту с минобороны РФ, а совсем в другом ведомстве другого государства. И призван он вовсе не привлечь мужественных россиян на службу в российской армии, а, наоборот, — испугать жителей Украины будущими соседями и зазвать их в ВСУ.

Одним из немногих удачных креативов украинской команды стали выступления Сары Эштон-Чирилло, официальной англоязычной спикерки сил теробороны ВСУ. Людоедский характер этих выступлений уравновешивается столь же людоедской реакцией на них российских пропагандистов, которых в первую очередь волнует не суть сказанного, а совершенный Сарой несколько лет назад гендерный переход.

Лидеры пропаганды и пиара последних полутора лет тоже как-то скукожились. Владимир Соловьев давно не выдает новых приемов вроде изображения немецкой речи, как он ее представляет, а в основном автоматически талдычит привычное о «та-ааа-ких мужиках» в зоне СВО и ядерном ударе по Лондоне, оживляясь лишь, когда в ходе дискуссии возникает возможность вставить пару слов об отобранной властями Евросоюза вилле на озере Комо.

После распада дуэта Фейгин-Арестович оба его участника тоже заметно сникли. Арестович все еще разоряет российскую экономику (этим он занят с февраля 2022-го) и занимается мудрствованиями о военной стратегии. Кстати, почему в условиях мобилизации бравый полковник еще не на фронте?! Уж он-то должен всем показать, чему его учили в неподдающемся уточнению количеству высших учебных заведений Украины и мира.

Фейгин же впал в самовосхваление и пугает своих зрителей все новыми и новыми карами для россиян – как снаружи, так и внутри страны. В общем, после утраты аутентичного украинского партнера, занялся обычным эмигрантским селфхелпом: оправдыванием своего отъезда грядущими ужасами.

Попритихли и многие российские пропагандистские телеграм-каналы, можно предположить, что после гибели хозяина ЧВК «Вагнер», медиамагната Евгения Пригожина, у многих просто прекратилось финансирование. А в украинском сегменте телеграма появились якобы антиправительственные каналы вроде «На самом деле в Киеве» или «Насправдi», контент которых не дает возможности заподозрить их в том, что они имеют хоть какое-то реальное отношение к Украине – разве что финансирование от кого-нибудь из беглых украинских политиков.

В общем в отсутствие громких событий на фронтах и в политике обеих стран-участниц конфликта, его освещение превращается в обычный новостной фон.

ЛИБЕРАЛ
Right Menu Icon